Улица раритетов
Частный сектор Волгограда. Маленькие дома, узкие улочки... Гуляя по одной из них, я неожиданно обнаружил целый парк машин советских времен. Правда, стояли они не под одной крышей, а разрозненно. Складывалось впечатление, что их хозяева соревнуются друг с другом в коллекционировании старины и при этом не прячут ее от любопытных взглядов. В то же время поражал жалкий вид многих машин, так и хотелось воскликнуть: «Братцы-умельцы, подберите технику, доведите ее до ума, это же наша история!»
Осмотрев ржавеющий ЗИЛ-130 в начале улицы, через сто метров я наткнулся на «Москвич» с «Победой». Парочка тоскливо стояла под вишней одного из домов – очевидно, в ожидании ласковых рук реставраторов. Невдалеке маячил ГАЗ-53, к которому кто-то совсем недавно подогнал «копейку». ВАЗ-2101, на первый взгляд, был в приличной форме, за стеклом транзитные номера. Значит, машину хотят продать или, наоборот, купили и она удачно впишется в компанию «старичков».
На этой улице древностей попадались и иномарки, повидавшие другую жизнь и другие дороги. И совсем уж очаровал двор, в котором треугольником выстроились реставрируемая «Победа» без двигателя и других «потрохов», «Москвич-401» с вывалившимся мотором и редуктором и «Запорожец», выглядевший довольно пристойно.
Только я начал снимать всю эту старину, как из гаражных ворот показался мужчина средних лет. Узнав, что я представляю газету «За рулем – Волгоград», которую он читает уже несколько лет, коллекционер сменил настороженный тон на дружеский и наша беседа потекла легко и непринужденно. Правда, мастер попросил не называть его фамилии: надоедают многочисленные горе-коллекционеры. А ему и впрямь есть что показать. Сегодня речь пойдет о машине, называемой в народе «инвалидкой».
– В Интернете и других источниках мы с друзьями нашли всего три подобные мотоколяски на всю Россию, – рассказывает Владимир. – Эта досталась мне случайно. Как-то бомжи волокли в пункт приема металлолома ржавую трехколесную машину, и на пути им встретился умный человек, решивший спасти раритет. За небольшие деньги выкупил «инвалидку», а затем перепродал мне.
– Сильно была искорежена?
– Кузов оказался в нормальном состоянии, сохранились и двери с дугами для тента. Днище пришлось заменить и проварить. Сохранились все рычаги управления, подвеска. Жаль, двигателя не было. Но нашел и его, вместе с мотоциклом «Минск».
– Неужели подошел?!
– Один в один, как родной. Хочу заметить, что такие двухтактные одноцилиндровые двигатели объемом 123 куб/см выпускались еще перед войной и до начала 70-х. На мотоциклах «Минск» три передачи переключались правой ногой, «лапкой».
– А мотоколяски?
– Их делали на Серпуховском заводе с 1952 по 1956 год, и предназначались они главным образом для безногих инвалидов Великой Отечественной. Всего выпущено около 19 тысяч таких машин. Конструкторы взяли за основу мотор от мотоцикла «Минск». Цепь от него вертикально спускалась вниз, на редуктор, откуда шел рычаг к водителю для включения заднего и переднего хода. При движении вперед три передачи переключались рычагом, расположенным возле руля. Запускался двигатель не ногой, а выдвигавшимся на себя рычагом. Впрочем, здесь все управление осуществлялось вручную, а руль стоял мотоциклетный.
Дорогу освещала одна фара, а сзади стоял мотоциклетный стоп-фонарь. Машина-мотоцикл рассчитана на водителя-инвалида и пассажира. На случай непогоды натягивался тент. Позже были запущены в серию четырехколесные версии.