Вьетнамский пикник
Три семерки
Перелет до города Хошимин на юге Вьетнама длится девять с половиной часов. Время летит незаметно, поскольку салон бизнес-класса «Боинга-777» (какая цифра!) «Вьетнамских авиалиний» больше напоминает шикарный отель с прекрасным рестораном, нежели транспортное средство. Чудом инженерного искусства является кресло.
В правый подлокотник вмонтирован пульт управления с десятью кнопками, которые позволяют регулировать положение спинки и подставки для ног.
Еще более чудесными возможностями обладает левый подлокотник. Легким касанием руки из него извлекают тонкий экран, представляющий собой многофункциональную медиасистему, включающую электронные игры. Ею управляют при помощи специального пульта.
Питание – по меню, которое заблаговременно раздают стюардессы. На закуску можно заказать семгу, палтуса, жареную утку и овощной салат. Есть горячие блюда. Приятно удивляет выбор хлеба. Выпечка горячая и свежая, будто ее только что достали из печи. На десерт подают свежие фрукты. Можно заказать мягкие французские сыры с виноградом. Коньяк, виски, джин – без ограничения.
Необычна униформа бортпроводниц: свободные шелковые брюки бежевого цвета, длинный бордовый халат до колен с вырезами по бокам до талии, перехваченный широким поясом. Создается впечатление, что стюардесс отбирали не для полетов, а для конкурсов красоты.
Царство мотоциклов и велосипедов
Первой остановкой во время путешествия по Вьетнаму стал город Далат на юге страны. В провинции проживает около 1 млн. человек. Большинство заняты в сельском хозяйстве. Вдоль дороги тянутся кофейные плантации, цветочные оранжереи, картофельные, бобовые и рисовые поля. Урожай риса собирают два раза в год.
Вьетнамские дороги похожи на российские – колдобины чередуются с заплатами, отсутствует разметка. Хороши лишь трассы, построенные в последние годы при участии японцев. На дорогах часто встречаются старенькие «Жигули» и КамАЗы. Сохранились гэдээровские грузовики IFA. Чувствуется, что грузовой автопарк сформировался здесь лет тридцать назад. Популярны русские джипы УАЗ-469. Некоторые украшены массивными кенгурятниками. Из европейских автомобилей преобладает Mercedes, из американских – Ford, из азиатских – Toyota и Hyundai. В городах очень мало машин, но безумное количество мотоциклов, мопедов и велосипедов.
Водители миганием фар предупреждают друг друга о полицейской засаде. Местные «гаишники» одеты в форму бежевого цвета и частенько разъезжают на грузовичках с мигалками. В городах установлены фоторадары.
Ограничение скорости в населенных пунктах – 40 км/ч для автомобилей и 30 км/ч для мопедов. До колонизации вьетнамцы пользовались иероглифами, но французы ввели латиницу, и потому дорожные знаки и указатели легко читаются. Названия населенных пунктов дублируются на английском языке.
На дорогах много заправок, а автомобилей, наоборот, немного, поэтому там, как правило, немноголюдно, нет привычных европейцу кафе и мини-маркетов. Часто заправка – лишь пара колонок. Внушительный перечень разных видов топлива поначалу ошеломляет. Дело в том, что помимо традиционных марок бензина АИ-92 иАИ-95 и дизельного топлива здесь продают различные смеси бензина и масел для мопедов и мотоциклов. Цены на топливо колеблются около 12 000 донгов (18 руб.) за литр.
В сезон дождей мотоциклисты ездят в голубых непромокаемых накидках с островерхими капюшонами. Женщины, как правило, носят маски, защищающие от пыли и выхлопных газов. На первый взгляд движение мотоциклистов и велосипедистов в городах совершенно хаотичное. Однако нет нервозности, и я ни разу не видел ДТП.
На улицах постоянно слышны гудки – так владельцы автомобилей предупреждают велосипедистов об опасности. На одном мотоцикле обычно перемещается целая семья – папа, мама и двое детишек. Дети настолько привыкли к подобному транспорту, что спят на руле в то время, как папа лавирует в транспортном потоке.
Дорожные знаки такие же, как в Европе, но имеют некоторые особенности. Например, поворот налево или направо обозначен резко переломленной стрелкой. В горах часто можно увидеть незнакомый знак в виде трех наклонных полосок, наложенных друг на друга со смещением. Он обозначает опасный участок.
За проезд на красный свет во Вьетнаме придется заплатить штраф 320 000 донгов (500 руб.) и лишиться водительских прав на десять дней. Обязательно следует пристегиваться ремнями безопасности, иначе придется заплатить штраф 50 000 донгов (75 руб.). За серьезное превышение скорости полиция может на 30 дней конфисковать автомобиль, а водителя направить на повторную сдачу экзамена по ПДД.
Азиатский Париж
Далат называют азиатским Парижем. Сходство придает телевышка в центре города, которая ночью подсвечивается и издалека похожа на Эйфелеву башню. Кроме того, на улицах царит легкая непринужденная атмосфера, которая, возможно, сохранилась со времен французской колонизации – город основали европейцы в 1912 году.
Одной из самых популярных достопримечательностей Далата является так называемый «Сумасшедший дом». Название совсем не означает, что в нем содержатся умалишенные. Кто был в Барселоне и видел произведения знаменитого архитектора Гауди, может себе представить творение вьетнамского архитектора Данг Вьет Нга, которая 14 лет жила в СССР, получила высшее образование и защитила кандидатскую диссертацию. Сегодня она является известным человеком в стране, автором и хозяйкой необычной гостиницы.
Здание без прямых линий, похожее на скалу или неведомое чудище, состоящее из сплошных изгибов и лабиринтов, производит сильное впечатление. Внутри кажется, что ты находишься либо в муравейнике, либо внутри ствола старого дерева. Гостиничные номера устроены в подобиях дупла или мышиных норок. Дом начали сооружать в 1990 году, но вскоре городские власти потребовали остановить строительство. Положение спасло то, что отец Данг Вьет Нга был преемником Хо Ши Мина. В результате «Сумасшедший дом» только прибавил популярности городу.
В Далате и его окрестностях много природных достопримечательностей. Наиболее романтичным местом является Долина любви. Прогулочная тропа спускается с холма вниз мимо цветочных клумб, крепостных башен и стен, уютных ресторанов, построенных из бамбука и тростника. В деревянных домах на сваях устроены ремесленные мастерские, где можно не только купить домотканые изделия, но и посмотреть, как их делают.
Точка релакса
От Далата до курорта Нячанг, расположенного на побережье Южно-Китайского моря, около пяти часов неспешной езды. Дорога идет по горам, и здесь понимаешь, насколько красив Вьетнам.
В придорожных селах детвора высыпает на улицу и приветливо машет руками – вьетнамцы очень улыбчивый и незлобивый народ. Часто можно увидеть пионеров в красных галстуках. Особенно много их во второй половине дня, когда заканчиваются занятия и школьники на велосипедах и пешком возвращаются домой. Много кумачовых транспарантов и лозунгов. Нередко встречаются портреты Хо Ши Мина.
Когда-то прибрежный город Нячанг, столица провинции Кханьхоа, был никому не известной рыбацкой деревушкой. Сейчас это популярный морской курорт с населением около 300 тысяч человек. Протяженность городского пляжа достигает 6 км, а набережная представляет собой чередование ресторанов, отелей, массажных салонов.
В бухте Нячанг имеется большой остров, которыйзанятогромнымотельным комплексомиразвлекательным центром. Через пролив перекинута канатная дорога – из кабинки фуникулера открываются живописнейшие виды. Самую высокую гору на острове подобно американскому Голливуду украшает надпись «Vinpearl» – название комплекса. По белоснежному песку ползают крабы.
Как и полагается курортному центру, город оживает к вечеру. В это время хорошо посидеть в ресторане, попробовать диковинные блюда местной кухни.
Есть в Нячанге и исторические достопримечательности. К таковым в первую очередь относятся Тямские башни Понагар. Древний храмовый комплекс возвышается на высоком скалистом берегу реки Кай. Индуистские церемонии проводились здесь еще во II веке. Многочисленные изображения будды и массивные здания из красного песчаника в виде ступ будто переносят в Индию. Обряды и молитвы совершаются прямо во дворе – молящиеся прихожане сидят на земле. Здесь не покидает чувство, что все происходящее – кино, а ты – участник фильма.