Право на дороги
– Папа, а почему мы ту машину не стали смотреть?
– Она с пробегом по России.
– Но ведь она дешевле…
– Сынок, она уже убитая!
– Пап, а кто убил?
– Да дядьки, что дороги не делают.
– А если будут делать?
– Тогда у нас будет Япония.
А теперь разговор для взрослых. Чем отличается эксплуатация автомобиля в Японии от такого же процесса в Приморье? Что, если бы качество отечественных дорог было таким же, как в Стране восходящего солнца, – сколько бы ходили наши автомобили? И еще… Кто же отвечает за то, что наши авто служат лишь половину положенного им срока?
Глаз народа
По статистике ГИБДД, почти каждое третье ДТП происходит в России из-за ям на дорогах. Да и без ДТП как часто из-за некачественного дорожного полотна мы отдаем свою машину в ремонт?
Михаил Кунавин (рихтовщик):
– Результат попадания в яму на дороге – это, как минимум, пробитая шина, но может и вообще колесо отлететь. Еще варианты – пробитая стойка, деформированный рычаг, погнутая тяга поперечной устойчивости или рассыпавшийся подшипник.
Юрий Дмитриев (водитель Suzuki Aerio):
– В нашем городе очень часто люки открыты. Это прямо беда, ведь гнется тяга, стойки летят. А у одного моего приятеля вообще «автомат» пробило и ходовка полетела.
Иван Федоренко (водитель маршрутки Hyundai Grace):
– Из-за этих ям и открытых люков я часто в ремонте. Хотя машина высокая, но ломаются рессоры, ходовая часть, я уже не говорю о постоянной смене колес.
Сергей Кузнецов (автослесарь):
– Беспечность наших дорожников просто удивляет! Разроют траншеи и не огораживают знаками... На фуникулере так было. Помнится, много машин тогда пострадало. Ведь смотря какая яма – бывает, и защита вся отлетает, отрываются «губы», гнутся подножки, а может и поддон двигателя лопнуть. А подножка не восстанавливается, ее только новую покупать, а это минимум $1000. Особенно часто страдают женщины-водители. Они знают, что посадка низкая у машины, но при парковке им трудно соизмерить – брызговики вдребезги. Я считаю, надо судиться с государством, ведь дороги у нас – муниципальная собственность!
Нелепо сравнивать, но все знают, что, будь в Японии или Европе наши дороги, их дорожные службы получили бы такую кучу исков с требованием выплаты компенсаций, что построили бы всех своих рабочих и очень скоро все бы блестело. Содержать дороги в хорошем состоянии им дешевле, чем оплачивать многочисленные иски. Чем мы хуже?
Знание – сила
Как подать в суд на дорожные службы, с чего начать? Какие законодательные акты на стороне потерпевшего? За консультацией мы обратились к юристу Дальневосточного агентства корпоративных адвокатов Кокунину Роману Борисовичу.
– Если вы попали в ДТП по причинам, от вас не зависящим – глубокая яма на дороге, образовавшаяся наледь, – и решились все-таки взыскать свои убытки, необходимо выполнить все действия правильно и вовремя.
Этап первый. Надо вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны зафиксировать все обстоятельства, приведшие к ДТП. Кроме того, инспектор обязан установить, кто отвечает за состояние дороги на данном участке. Если он не знает, не может или уклоняется от ответа, придется выяснять самостоятельно. Возможно, именно это вызовет затруднение. И все же бесхозных дорог не бывает! Идите и выясняйте это в администрации города. После того как ответственное лицо будет установлено, необходимо проверить соответствие дорожного полотна ГОСТу 2Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 3.1.1 говорится: «покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств» и там же в п. 3.1.2 указаны предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. Думаю, всем полезно знать три цифры: 5-15-60. Это предельные размеры в сантиметрах глубины, длины и ширины выбоины, если же выбоина больше указанных размеров, это расценивается как грубое нарушение ГОСТа. Открытых люков вообще быть не должно! ГИБДД не имеет права уклоняться от выяснения указанных обстоятельств, так как именно на нее возложена обязанность контролировать соблюдение действующих в Российской Федерации Правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии.
Этап второй. Водителю необходимо собрать все имеющееся доказательства по делу, перечень которых может зависеть от конкретных обстоятельств. В любом случае вам понадобится: протокол, составленный сотрудником ГИБДД; постановление о привлечении к административной ответственности организации, надзирающей за состоянием дороги, результат проведения независимой оценки повреждений автомобиля. Неплохо бы найти свидетелей происшествия и сфотографировать злополучный участок дороги.
И наконец, последний этап – подготовка искового заявления о возмещении ущерба и подача его в суд. В принципе можно все это сделать и самостоятельно, а можно обратиться к квалифицированным юристам.
Не стоит бояться начинать такие судебные процессы, обычно они заканчиваются в пользу водителя. В нашей практике такие дела были, и не раз. Например, гражданин В. ехал в темное время суток от кольца Багратиона в направлении конечной остановки транспорта «Варяг». На скорости 45 км/ч автомобиль заехал в лужу и провалился колесами в яму (50 см в длину, 200 см в ширину, 7 см в глубину). Автомобиль подбросило вверх. Водитель сразу заметил повреждения ходовой части и кузова. Вызвал сотрудников ГИБДД, те зафиксировали все обстоятельства ДТП. В ходе проведения экспертизы на соответствие дорожного покрытия ГОСТу было установлено, что размер выбоины превышает допустимые нормы. В итоге гражданин обратился в суд с иском о возмещении ущерба и суд удовлетворил его требования.
Не ныть, а действовать!
Конечно, этой статьей мы Америку не открыли. Всем понятно, что люди имеют право на хорошие дороги. Но порой нам проще самим поменять пробитое колесо, купить новую подножку, пожаловаться друг другу, чем начинать судебные тяжбы.
И все же, повышая свою правовую активность, мы продлеваем жизнь своему любимому авто.