9.11

9.11

Сегодня на взлетной полосе заброшенного военного аэродрома Майхэ в Штыкове гуляет ветер. Снежные сугробы появятся здесь после Нового года, когда циклоны начнут посещать Приморье и устраивать во Владивостоке экстремальное шоу. Тогда на аэродроме можно будет проводить заезды на снегоходах или на худой конец забеги на лыжах на 402 метра.

Пока дрэг-монстры стоят в гаражах. Кто-то проходит капитальный, а кто-то профилактический ремонт – готовятся к сезону 2008 года. Впереди битва в Красноярске, чемпионат Владивостока на Шаморе и Приморского края в Штыкове. Последнее из упомянутых мероприятий закончилось в этом году новым рекордом трассы. Михаил Максимец, в гоночных кругах больше известный под ником Glemm, промчался по пыльной штыковской бетонке на Nissan Skyline GT-R за 9,1 секунды. В его руках был штурвал болида Романа Нагервадзе, того самого, который за пару месяцев до этого поставил рекорд России в Красноярске – 8,8 секунды.

В команде Глемма чемпионский Skyline оказался после того, как Нагервадзе решил расстаться с машиной после неудачного выступления на «Дрэг-Битве». Автомобиль стоимостью около $100 тысяч перешел в другие руки, но остался во Владивостоке, что дает городу шанс подтвердить славу родины чемпионов дрэга и в следующем году.

Мы встретились с Глеммом на стоянке в районе таксопарка на Снеговой, где «скай» коротает время в ожидании новых выездов на гоночные трассы. Легендарный спорткар буднично стоит у стены ремонтного бокса, спрятавшись от любопытных глаз между грузовиком и «Волгой».

– Михаил, какие впечатления остались от рекордного заезда в Штыкове?

– Я в первый раз оказался за рулем этой машины и был потрясен ее динамикой. Конечно, не ожидал, что ее начнет заносить на грязном участке полосы. Как выразился потом ведущий шоу Кадет, «памперс пришлось вытряхнуть». До этого приходилось ездить на другой машине с результатом 10,3 секунды. Скажу честно, разница в ощущениях между 10,3 и 9,1 – небо и земля. Чтобы ездить на этом аппарате, надо все-таки иметь подготовку. Не физическую даже, а хотя бы моральную. Просто дикий прилив адреналина, который вплескивается за короткое время.

– Машина – зверь, это понятно. Какой мощностью на сегодняшний день она обладает и вообще из чего состоит чемпионское авто?

– Мотор выдает 600–800 л.с. В Красноярске она проехала за 8,8 секунды Господин Садаши Недзука из Duke Racing, тот самый, что готовил этот Skyline к «Дрэг-Битве», говорит, что 8,6 – предел для этой машины. Рабочий объем двигателя – 2800 кубов, стоят литровые инжекторы, закиси азота нет, все по-честному. Хотя на самом деле мотор не шедевр – стандартный движок для дрэг-рейсинга, ничего сногсшибательного. Здесь самое интересное в салоне. На сегодняшний день подобной байды, реально действующей, нет ни у кого в России.

Глемм распахивает дверь и показывает хитроумный механизм, прикрученный к центральному тоннелю.

– Пневмокоробка?

– Снаружи – соленоиды системы управления. Сама коробка внутри, как и положено, небольшая и прямозубая. Выглядит и работает страшно. Из специального баллона воздух поступает на редуктор. В баллоне давление 160 кг, редуктор отмеряет сколько надо. Соленоиды стоят в ряду, каждый из них штангой соединен с коробкой. Нажал кнопку, клапан открылся, штанга ударила по вилке, воткнулась передача. Эта коробка позволяет уравнять шансы. Например, на старте две одинаковые машины, но водитель одной из них лучше справляется с переключениями передач. На обычной «механике» он выиграет именно за счет лучшей реакции. Здесь же не надо ничего дергать, никаких рычагов. Как это бывает в мандраже – попал в передачу, не попал... Глаза закрыл, газ в пол – и только кнопкой на руле тынц-тынц.

– Сколько стоит такая штуковина?

– Двадцать пять тысяч долларов.

– А к каким еще аппаратам кроме GT-R она может быть приспособлена?

– Куда угодно. Производитель выпускает пять видов коробок. А управление может быть разным – пневмо, электрическое, ручное. Сама коробка стоит порядка 5 тысяч, остальные деньги – система управления.

Эта коробка проделала путь из Америки в Японию, а из Японии в Россию. На машину ее ставили в Японии в компании Duke Racing. По нашим данным, их в страну завезено пять штук, но установлена и работает пока только одна – вот эта. Возможно, следующим летом в Красноярске мы увидим и другие, так как, кроме дрэг-рейсинга, это устройство, позволяющее отыграть почти секунду при прочих равных условиях, больше нигде не применяется. Для ежедневного использования она попросту непригодна, так как вниз вообще не переключается – только вверх. Чтобы переключиться вниз, нужно полностью остановиться, только тогда можно снова стартовать с первой передачи.

– Помимо коробки что еще помогает ставить рекорды на этой машине?

– Многое. Например, специальная драговая резина марки Mickey Thomson. Если на ней выступать в Японии, то сразу попадаешь в самый высший класс GT-R Pro. Если поставить что-то попроще, то машину определят в класс GT-R Open, там где ездят по 9,5. GT-R Pro весь из девятки выезжает. В России таких правил нет, поэтому пока пользуемся. Резина примерно полсекунды привозит.

Глушителя на этой машине нет, как и выпускного тракта в обычном понимании. Есть, грубо говоря, газоотводная трубка длиной полтора метра, которая выведена от выпускного коллектора сразу вбок, под переднее левое колесо.

Кроме того, здесь стоит специальная подвеска для дрэгрейсинга. Все рычаги усилены, стойки имеют регулировку углов наклона, чтобы можно было выставить необходимый угол.

Стойки HKS Drag Special. Они работают так, что момент перебрасывается назад, поэтому на старте машина очень сильно приседает. Это дает большую передачу мощности на колеса. Мало построить мотор, мало поставить такую дорогую коробку, надо весь этот момент еще передать на колеса. Нагрузки велики, бывает, механизмы не выдерживают. Вот в заезде Романа Нагервадзе с Машей Пановой у Ромы срезало привод, хотя он был усиленный. Сейчас на машине стоит стандартный привод. Пока не отрывает.

Использован прочный и легкий карбоновый кардан. Полностью переделана топливная система. Стоят два внешних насоса Bosh, вентиляция бака. Шумит, конечно, как нефтеперегонный завод, но для литровых форсунок иначе никак. На один заезд тратится примерно около 2 литров топлива.

– 2 литра на 402 метра?

– Ну надо ж еще к старту подъехать. Надо возвратиться. Заезд включает в себя все. Запуск машины, выезд на старт, прогрев колес, сам заезд и возвращение обратно.

– Роман говорил, что в эту машину русский бензин никогда не заливался. Как сейчас обстоят дела?

– Так же. Только специальный японский гоночный, с октановым числом не меньше 110. HKS Drag Fuel. На другой машине мы как-то пробовали лить обычный японский бензин с обычной японской заправки. Наш человек в течение двух месяцев передавал канистрами бензин с пароходами, мы добавили туда октан-бустер, но результат в итоге нас не устроил. Тогда решили не изобретать велосипед, а пользоваться старым проверенным методом – покупать специальное топливо. В этом году на «Дрэг-Битве» в Красноярске у всех было спецтопливо: у кого-то американское, а у команд из Владивостока – HKS. Только у Беликова был другой бензин с октановым числом 116.

Сочетание всех этих факторов: топливо, гоночный мотор, пневмокоробка, усиленная подвеска, специальные слики и индивидуальная настройка машины плюс облегченный вес (1270 кг) – позволяет этой машине ехать и ставить рекорды.

– А стандартная машина сколько весит?

– 1430 кг.

– На какое время вы рассчитываете следующим летом в Красноярске?

– На стабильные 9 секунд. Практика показывает, что стабильность и надежность побеждает. Поэтому 9 секунд устроят нашу команду.

– Кто в нее входит?

– В нашей команде, которая к следующей «Дрэг-Битве» будет называться Skybox Team, четыре человека. Анатолий Гусев – владелец и пилот, Олег Поздеев – главный инженер и конструктор. Я занимаюсь общими вопросами, в будущем планирую тоже сесть за руль. А Денис Кочкан у нас ведает всеми остальными делами плюс обеспечивает фотовидеосъемку. На следующий год в Красноярске планируем снимать не только снаружи, но и поставить камеру внутри машины. Потому что только на видео можно точно отследить ошибку и провести анализ действий.

– У команды есть спонсоры?

– Со спонсорами очень сложная ситуация. Казалось бы, дрэг-рейсинг уже приобрел популярность. Более того, Владивосток в этом виде автоспорта находится в явных лидерах. Уже шесть лет проводятся соревнования. Три года в Красноярске проходит чемпионат России – Владивосток все три года побеждает. Однако это, оказывается, никому не надо. К кому ни обратись по вопросам о спонсорстве, все считают это какой-то забавой. Я бы понял, если бы такого мнения придерживались градоправители уездного города Захудалова, где быстрее 15 секунд никто не ездит. Но у нас во Владивостоке, где есть машины уровня японских чемпионатов, где есть люди, способные побеждать на чемпионатах России... Непонятно. Поэтому сейчас этот вид спорта держится на голом энтузиазме участников и их личных средствах.

Подпишитесь на «За рулем» в