Пикап эпохи
Редкую машину с нижегородской родословной предъявляли обществу трижды. Год назад она приехала на Олдтаймер-Галерею с неродным задним крылом, теряя по пути лоскуты некачественной краски. Среди парадно-лаковых раритетов она была как ископаемое, извлеченное из своей могилы. Шокирующий экспонат – «эмка» в кузове пикап, он же ГАЗ-415 – большая редкость в наши дни. И ей простили все.
Через полгода она появилась на той же выставке, сверкая лаковыми боками восстановленного кузова. В своей третьей, окончательной ипостаси грузовая «эмка» произвела сенсацию и стала главной премьерой юбилейной Х Олдтаймер-Галереи Ильи Сорокина. Пикап из Нижнего Новгорода оказался самым комплектным и качественно восстановленным ГАЗ-415 в мире.
Живая Америка
Но прежде чем стать звездой выставок и московской автомобильной реликвией, «эмка» с редким кузовом жила в Нижнем Новгороде и была неприметной рабочей лошадкой.
Ее послевоенные будни хорошо помнит нижегородский коллекционер Виктор Горелов.
– Эта машина числилась в парке райисполкома Канавинского района и каждый день разъезжала по улицам Канавина, – рассказывает он. – Она запомнилась мне тем, что ее правое заднее крыло было еще в начале 60-х заменено на переднее крыло от ГАЗ-51. «Эмка» возила разные грузы, в том числе строительные материалы – цемент и бетон. Ее водитель был аккуратным человеком: машина у него всегда блестела. Даже в то время пикапов на базе 415-го было очень мало – их всего-то выпущено чуть более 5000 экземпляров. И конечно, своим необычным внешним видом автомобиль привлекал всеобщее внимание. Он был советским воплощением заокеанского тюнинга, хотя тогда в Нижнем Новгороде и слова-то такого никто не знал. Но люди интуитивно чувствовали – вот она, живая Америка, едет! (В те годы в США на фордовских пикапах разъезжали представители мелкого и среднего бизнеса. – Е.В.)
В 1967 году ГАЗ-415 списали с баланса райисполкома. И, казалось, это было началом конца.
Забвение
Пикап долго стоял в тупике на Канавинской улице. Потом его купил водитель райисполкомовского гаража, и машина исчезла с нижегородских дорог. Почти три десятка лет его судьба оставалась неизвестной. Неожиданно автомобиль обнаружил себя под открытым небом газовского полигона «Березовая пойма», но два года назад он исчез и оттуда. Последним нижегородским владельцем этого автомобиля стал любитель старинной техники Евгений Башкиров.
К тому времени легковой грузовичок превратился в ржавого, изуродованного монстра и даже отдаленно не напоминал некогда эффектную, ухоженную машину из гаража районной администрации. Но, несмотря ни на что, 415-й по-прежнему оставался редчайшим и очень интересным экземпляром. Все пять с лишим тысяч пикапов, выпущенных на базе ГАЗ М1, ушли в небытие и только четыре известных собрата дожили до наших дней.
Об этой автостарине узнал известный российский коллекционер и владелец реставрационной мастерской Евгений Шаманский, который задался целью воссоздать все знаковые машины Советского Союза.
Как выяснилось, кроме Евгения на раритет претендовал добрый десяток коллекционеров. Но уговорить прежнего хозяина смог именно Шаманский.
Возвращение
«Мастерской Шаманского» были собраны все исторические документы и фотографии, касающиеся этой машины. Нашли даже уникальный снимок: очередная партия ГАЗ-415 цвета слоновой кости сходит с конвейера ГАЗа. Копии чертежей пикапа заказали в Самаре – туда был передан заводской архив. Лишь после того, как вся необходимая информация была собрана, специалисты мастерской приступили к реставрации. Но почти сразу же столкнулись с глобальными трудностями – многих оригинальных деталей уже невозможно было найти, не случайно «эмка» считается одной из самых сложных в восстановлении машин.
Например, оригинальная облицовка радиатора понесла такие потери, что уже не поддавалась хромировке. Пришлось делать копию облицовки с помощью специального лазерного устройства. Оригинальную пробку радиатора искали по всей стране. Единственную такую пробочку удалось найти в одной из частных коллекций, и уже по ней открывали заказ на литье идентичных радиаторных пробок. Чтобы заполучить оригинальную «эмковскую» КП, пришлось выкупить целый самодельный трактор, на котором стояла та самая коробка.
– Большие трудности возникли с поиском оригинальной кулисыпереключения передач, – рассказывает Евгений Шаманский. – Мы уже решили поставить что-то подходящее, а потом, когда будет найден оригинал, заменить. Помогли контакты с поисковиками, благодаря которым у нас скапливаются фотографии подорванной в местах боевых действий старой техники. На одной из них мы разглядели «эмку», а на ней – кулису, которую так долго искали! К месту была организована целая экспедиция, вооружились болгаркой, бензопилой, металлоискателем. По дороге утопили «Ниву» и дорогущий квадроцикл, чуть самих не затянуло в болото. Но кулису все же раздобыли. И таких историй было очень много. Можно сказать, что эту машину собирали всем миром. Поэтому, когда меня спрашивают о стоимости реставрации, мне очень трудно ее оценить. Эта машина – полностью комплектная, грамотно и качественно восстановленная – существует в единственном экземпляре. И сделать еще одну такую же очень сложно – намного сложнее, чем восстановить Horch или Mercedes.