Пожарный случай
То, что машина намного выносливее лошади, говаривал сам отец-основатель Генри Форд: «Попробуйте гонять лошадь целыми днями без отдыха, и через десять тысяч миль вам потребуется новая лошадь. А автомобилю Ford – только новые шины». Но по законам эволюции борцы с огнем сперва освоили гужевой транспорт – подвода с цистерной была привычным явлением еще в начале прошлого века. И только потом на службу пришел мотор, позволявший намного быстрее прибывать к очагам возгорания. Один из образцов такой техники – пожарная машина 1917 года выпуска, отъездившая за свою долгую жизнь не одну сотню тысяч миль, но все же сохранившаяся до наших дней.
Огонь и вода
Производство пожарной модели на шасси Ford-T началось в 1908 году, а через десять лет на ней раскатывало уже полстраны. Ради нее Генри Форд отказался от выпуска всех остальных своих моделей, в том числе и престижной 6-цилиндровой K. На обложке фирменного каталога Ford-T крупными буквами значилось: The Universal Car. А внутри можно было увидеть и открытые туристические кузова, и 2-местные родстеры, и закрытые купе, и такси, и автобусы, и кареты cкорой помощи, и катафалки, и пикапы, и фургоны, и полугусеничные автосани, и технички, и даже эвакуаторы! В общем, это в действительности была машина на все случаи жизни, а случаи бывают самые разные, и пожарные в том числе.
Здесь следует заметить, что пожары в те далекие времена случались еще чаще, чем в нынешние. Дома в основном были либо деревянными, либо с перекрытиями из досок и горели очень быстро. Система водоснабжения не была столь развита, как сейчас, а то и вовсе отсутствовала, поэтому пожарным в начале ХХ века приходилось не только быстро добираться до места происшествия, но и брать с собой запас воды для тушения огня. Пожарная машина тех лет, кроме лестницы, насосов, шлангов, багров и прочего спецоборудования, обязательно должна была иметь еще и цистерны с водой. Именно такие варианты и получили наибольшее распространение в пожарных депо.
Узкая специализация
Этот Ford-T не стал исключением. Машина оборудована двумя цистернами с ручными насосами, лестницей, сидячими местами для пожарного расчета, а также шанцевым инструментом: топором, багром, ломом и ведрами. Естественно, на шасси обычного Ford-T все это уместиться не могло, поэтому пожарка имела удлиненную на полметра колесную базу (2590 мм против стандартных 2540), усиленный задний мост с пониженным передаточным отношением, а вместо пневматических шин так называемые грузоленты, цельнорезиновые колеса, которые в те времена широко использовались на грузовых автомобилях. Изготовила машину нью-йоркская фирма Lorillard, специализировавшаяся на пожарном оборудовании.
Конструкция Ford-T удачно подходила для постройки на ее основе пожарной машины. Рама представляла собой четырехугольник из клепаных стальных балок. Мосты крепились на двух поперечных рессорах – по одной на каждую ось. Реактивные рычаги, идущие от центра рамы к окончаниям мостов, делали подвеску весьма длинноходной, что было благом при езде по плохим дорогам.
Двигатель – рядная восьмиклапанная «четверка» рабочим объемом 2896 куб. см c боковым, так называемым L-образным, расположением клапанов. При 900 об/мин мотор выдавал максимум 112,5 Н.м крутящего момента, а при 1600 – пик мощности в 22 силы. Топливо подавалось самотеком из бензобака, расположенного под сиденьем шофера, а циркуляция воды в системе охлаждения осуществлялась по термосифонному принципу – за счет разницы температур. Новшеством в конструкции двигателя Ford-T была съемная головка блока цилиндров – немногие автопроизводители в те времена отваживались на такое.
Но самой знаменитой частью Ford-T стала планетарная коробка передач с педальным управлением. Как большинство современных автомобилей, модель Т тоже имеет три педали, но вовсе не привычные нам «сцепление-тормозгаз». Чтобы начать движение вперед, нужно было утопить в пол левую педаль, обозначавшуюся как С (сlutch – cцепление), а чтобы продолжить движение, ее отпустить – таким образом включалась вторая передача, она же последняя. Средняя педаль R (reverse) подключала задний ход, а правая B (brake) воздействовала на трансмиссионный тормоз ленточного типа, располагавшийся на выходе вала коробки передач.
Управление дроссельной заслонкой в отсутствие педали газа было выведено на рычажок справа от рулевой колонки – водитель держал его постоянно. Его близнец с левой стороны отвечал за угол опережения зажигания. Рычаг на полу слева от водителя заведовал стояночными барабанными тормозами задних колес. Электрического стартера не было – двигатель заводили рукояткой, при этом от шофера требовались сила и выносливость, чтобы долго ее вращать, а когда мотор заводился – ловкость, чтобы суметь от нее увернуться.
Только в 1919 году на Ford-T появились электростартеры, существенно облегчившие жизнь, а до 1915 года не было даже электрических фар – только карбидное освещение с ацетиленовыми фонарями. Первой попыткой получить свет от электричества стало подключение фар к магнето – сила свечения зависела от оборотов мотора, но все равно была недостаточной даже на хорошем ходу. Через четыре года машины стали комплектовать аккумуляторными батареями и проблема разрешилась. Тогда-то многие владельцы Ford-T стали устанавливать электростартеры и аккумуляторы, так что автомобили с этими элементами, но более ранних годов выпуска встречаются часто и не являются серьезным нарушением оригинальной комплектации.
Достоинства простоты
Это сейчас такая простота кажется примитивностью, но в начале ХХ века несложная конструкция Ford-T скорее претендовала на гениальность. Нет бензонасоса, водяной помпы и электрооборудования – так это лучше! Меньше поломок и проблем с ремонтом. А при cредней цене $850 в 1908 году с некоторым снижением в 1913-м (заработал конвейер) и до $280 в 1924-м, равной месячной зарплате рабочего средней квалификации, недостатков у такой машины и быть не могло! Низкая стоимость Ford-T очень способствовала всеобщей автомобилизации Америки.
До 1919 года эту «почетную обязанность» тянул на себе только Ford-T, но как раз тогда компанию ему составила особая, грузовая версия с индексом ТТ. Кстати, если у легковой модели Т – просто буквенное обозначение модели, то индекс грузовика расшифровывается как Truck (грузовик) и Ton (тонна). Из названия ясно, его грузоподъемность составляла одну тонну. Вместо грузолент Ford-TT снабжали уже нормальными пневматическими колесами, а задний мост был специально спроектирован под увеличившиеся нагрузки. К моменту запуска в серию модели ТТ выпустили уже 3 млн. легковых Ford-T – всего c 1908-го по 1927-й их наштамповали свыше 15 млн. С появлением грузовой модификации ТТ пожарные и другие спецмашины стали делать только на ее основе, поэтому представленный экземпляр – коллекционная редкость. Да еще и 1917 года выпуска! Актуальное предложение в эпоху пролетарских мечтаний вроде «мы на зависть всем буржуям мировой пожар раздуем».
В Россию с любовью
Коллекционер и реставратор Вячеслав Лен приобрел эту пожарную машину в Германии. Ее предыдущим владельцем был небольшой музей, в котором имелась внушительная коллекция автомобилей Ford-T и Ford-А. Пожарка в этом собрании была самой лучшей – она и отправилась в Россию.
История не сохранила до наших дней сведений о том, как часто эта пожарная машина использовалась по своему прямому назначению – наверное, все-таки редко, раз она так хорошо сохранилась. Из Америки она попала в Германию, где ее отреставрировали до идеального состояния. Полностью работоспособна и пожарная система. Вращая рукоятки насосов, можно и сегодня подавать воду в шланги, если в этом, конечно, возникнет необходимость. Но сегодня этот раритет уже не рабочая лошадка, а музейный экспонат. Хотя музейная экспозиция не единственный удел Ford-T. В последнее время российская мода на олдтаймеры принесла необычные плоды: старинные автомобили теперь принято вписывать в интерьеры, украшать ими корпоративные праздники… Так что и пожарка, перемахнувшая возрастной рубеж в девять десятков лет, вполне может стать подарком какому-нибудь уважаемому юбиляру.