Муки звука

Муки звука

Сразу раскроем карты. Либо мы сейчас отговорим вас от погружения в пучину бесконечного и весьма накладного звукового тюнинга, либо заправим базовыми знаниями для борьбы с «втюхивателями». Ибо по отзывам тех, кто уже заболел автозвуком, за многими рязанскими «профессионалами» пока нужен глаз да глаз.

Гони волну!

Чего на самом деле хочет человек, готовый потратить деньги на серьезный звук в машине? Существует заблуждение, что все поклонники такого тюнинга стремятся лишь «прокачать басы». Чтобы внутри «в грудак пробивало», а с улицы «бубухалку» было слышно за километр. Ну что же, таких мы тоже видели и слышали на улицах вечернего города.

Впрочем, причина появления такого сурового развлечения объективна. Длина волн низкочастотных звуков соизмерима с размерами салона. А это значит, что услышать ее в таком замкнутом пространстве практически невозможно (вот она снаружи и бубухает). Разве только заставить диффузор динамика толкать воздух, как насос, привлекать для звукоизвлечения пространство багажника и прибегать к прочим варварским ухищрениям. В ходе этой борьбы и появилось SPL-движение. SPL – это Sound Pressure Level, то есть уровень звукового давления. Люди, серьезно увлеченные басами, даже соревнования проводят. Но в отличие от большинства «бум-боксов», разъезжающих по улицам города, они интересуются еще качеством звука и монтажа.

Но что же тогда должно хотеть от автозвука, если не басов? Басов тоже надо хотеть, разумеется, а вот настоящий критерий качества мы раскроем.

Цена сцены

Главная проблема нашего акустически антимузыкального салона – неправильное расположение звуковой сцены. Сцена эта, то есть воображаемое расположение музыкантов в пространстве, должна восприниматься на уровне головы водителя, а в идеале – и пассажиров (причем и задних тоже). Стереокартина не формируется, звук идет скорее сбоку и снизу или еще откуда. Пассажиры советских времен вообще находились в бедственном положении. Верх шика – динамики на полке под задним стеклом, терроризировавшие их слух Антоновым и Розенбаумом лишь из-за того, что сидящим спереди ничего не было слышно. А ведь настоящая функция задних колонок – создать эффект зала и транслировать звук куда деликатнее, чем фронтальная группа.

Не так уж хороши и динамики в дверях, частенько расположенные строго вертикально. Посылая звуковые волны в противофазе, они словно пытаются заглушить друг друга. Этот шум у них песней зовется?

Следующая ловушка для меломана – собственно автомобиль с его двигателем, трансмиссией и прочими шумящими частями. Большинство этих шумов из-за особенностей человеческого восприятия мы не замечаем. Однако музыка способна их как замаскировать, так и проявить.

В формировании звуковой картины и сам интерьер может принять участие. Дребезжание и прочие «спецэффекты» способны появиться в самых неожиданных местах, поэтому шумоизоляцией автомеломаны занимаются серьезно. Звукопоглощающие коврики, демпфирующие покрытия… Установленные в нужных местах, они даже без музыки сделают машину комфортнее.

Вот только самодеятельность и здесь противопоказана. Поролон, так похожий на звукопоглотитель, имеет структуру вполне звукопроницаемую (вспомните «шапки» микрофонов), а всяческие одеяла, войлоки и прочие ухищрения в стиле «хозяйке на заметку» могут стать хранилищем влаги и убежищем для клещей и блох.

Кстати, звукоизоляция дверей – вещь практически обязательная при установке колонок даже в штатные дверные отверстия. Ведь если воздух свободно ходит от передней к задней поверхности диффузора, мы получаем так называемое акустическое короткое замыкание. Это еще один повод отказаться от лишней возни или внимательнее проследить за наемными умельцами. Между прочим, купить «настоящее» в Рязани, по словам местных энтузиастов, практически невозможно: фирмачи возят материалы из столицы и в розницу делиться не хотят.

А еще шумит электричество. Даже если всю аудиоаппаратуру подключить напрямую к аккумулятору (не забыть про предохранитель!), помехи от генератора запросто пролезут в звуковой тракт. Ошибки в прокладке силовых и сигнальных проводов приведут к «загрязнению» звука. Вечная трилемма монтажников – скрутка, пайка или разъем – так и не решена. Одни пугают «оловянной чумой», когда припой рассыпается на морозе, другие грозят разматыванием скруток, третьи усмехаются над всеми, но тоже не приходят к единому мнению. Однозначного ответа на вопрос, что лучше, тут нет, но потребовать аргументов от тех, кто берет за монтаж деньги, стоит обязательно. Чтобы не расслаблялись.

Сносные соосные

При выборе акустических систем тоже не будет простых решений. Популярные нынче «коаксиалы» (системы из двух соосных динамиков) удобны лишь тем, что позволяют сэкономить место. С помощью кроссовера, устройства, срезающего лишние частоты, каждая из двух динамических головок получает свой сигнал – среднечастотный и высокочастотный. И что получается? Звук идет из колонок, то бишь все старания звукорежиссера опять идут насмарку.

По-хорошему, колонки должны быть раздельными. «Пищалки» – отдельно, среднечастотники – отдельно. А басы соответственно еще отдельнее. На низких частотах локализовать источник человек не может, поэтому сабвуферы и усилители к ним всегда одноканальные.

Тут, кстати, возникает новое требование к электронике. Само головное устройство (магнитола, радио или мультимедийный центр) должно иметь многоканальный выход. А это значит не два (стерео), а четыре, пять или шесть выходов. А то и больше. И каждый выход должен быть оснащен отдельным усилителем. Или вы приобретаете многоканальный усилитель отдельно.

Цифровой звуковой процессор меломаны не признают. Это устройство, которым оснащаются многие «головы», способно с помощью задержек и прочих эффектов виртуально разнести источники звука на нужное расстояние и даже разместить их в пространстве более или менее сносно. Впрочем, две «тарелки» под задним стеклом такой прибор тоже вряд ли спасут. Желательно иметь хотя бы парочку фронтальных или дверных динамиков. Надеюсь, уже нет необходимости рассказывать о полуторасантиметровой фанере, литраже колонок, подиумах на дверях, обманной сущности торговых стендов и прочих автоакустических бесчинствах и заморочках. Заставить авто звучать, как изысканный музыкальный салон, практически невозможно. Попроще с требованиями уровня «озверевшая кафешка» или «дискотека на даче». Но если тяга к совершенству осталась, теперь вы знаете, к чему придраться.

Подпишитесь на «За рулем» в