Середина, она золотая
Споры о том, кого в современной России можно причислить к среднему классу, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Одним из критериев, определяющих принадлежность людей к той или иной социальной группе, является денежный доход. Житель большого города относит себя к представителям среднего класса при ежемесячном доходе не менее 50–60 тысяч рублей, в глубинке же и 20 тысяч в месяц деньги немалые. Но при всех своих разногласиях социологи, экономисты и политики солидарны в одном: нельзя причислить к среднему классу человека, не имеющего финансовой возможности приобрести автомобиль.
В странах Западной Европы по марке машины довольно точно определяют материальное положение сидящего за рулем. Европейский средний класс отдает предпочтение автомобилям D- и Е-классов. В Германии, например, это Volkswagen Passat, Audi A4 и A6, BMW 3- и 5-series и, конечно же, Mercedes-Benz C- и E-Klasse. Причем многие предпочитают подержанные экземпляры, с момента выпуска которых прошло чуть более года. Есть даже специальные автосалоны, торгующие годовалыми автомобилями. Покупать их выгодно: состояние отличное, а стоят на 20–30 процентов меньше тех, что с нулями на одометре. Такая машина служит новому владельцу еще три-четыре года, после чего продается и нередко вывозится за рубеж, в том числе и к нам в Россию.
У нас они тоже народные
В нашей стране пяти-шестилетние иномарки покупают чаще всего именно представители среднего класса. По данным таможенной статистики, жители нашей губернии отдают предпочтение продукции концерна Volkswagen (это слово переводится как «народный автомобиль»). Сейчас к нам завозят в основном модель Passat в кузове серий В5 и В6, причем в таком количестве, что в 2005–2006 годах среди импортируемых иномарок этот автомобиль занял лидирующие позиции.
На первый взгляд такую популярность трудно объяснить рациональными причинами, ведь по надежности Passat никогда не входил в первую десятку. Однако все становится понятно после того, как посидишь в его салоне: здесь в каждой детали чувствуется немецкая добротность.
На авторынке можно найти только что пригнанный пяти-шестилетний Passat за 320– 400 тысяч рублей. Попадаются и более дешевые экземпляры, но, как правило, без кондиционера и с самым слабым двигателем– 101-сильным 1,6-литровым. Чаще встречаются машины с 20-клапанными 4-цилиндровыми моторами объемом 1,8 л с турбонаддувом (150 л.с.) или без оного (125 л.с.). Первый вариант всем хорош: экономичен (средний расход топлива – 7–8 л на 100 км), до сотни разгоняется за 8,7 с. Одно плохо – моторное масло придется менять в два раза чаще, чем в двигателе без турбонаддува.
Для любителей спортивного стиля
VW Passat – машина семейная. Те, кто еще не связал себя узами брака, но накопил 15–20 тысяч долларов, может позволить себе что-то более компактное и спортивное, то есть автомобиль концерна BMW. Например, 3-дверный BMW 3-series пяти-шести лет от роду стоит от 400 до 450 тысяч рублей. С одной стороны, «трешка» – машина непрактичная (неудобно усаживаться на заднее сиденье, багажник и дорожный просвет маленькие, подвеска жесткая), а с другой – у нее отличная управляемость и мощный мотор.
Обремененные семьей могут присмотреться к 5-series. Как правило, все выставляемые на нашем вторичном рынке машины BMW начали свою трудовую биографию в России. В этом есть как плюсы, так и минусы. Если прежний владелец эксплуатировал машину по принципу «Выше скорость – меньше ям», готовьтесь к дорогостоящему ремонту ходовой части. Но зато практически все автомобили этого концерна, предназначенные для реализации в нашей стране, снабжались так называемым пакетом для плохих дорог, а самый дешевый вариант такого комплекта (проставки под стойки амортизаторов, увеличивающие клиренс, и металлическая защита картера двигателя) стоит не менее 12 тысяч рублей. Более дорогой вариант предусматривает вдобавок замену родных пружин и амортизаторов усиленными, в итоге вместе с проставками и защитой его стоимость составляет около 40 тысяч рублей.
А не замахнуться ли на Mercedes?
Судя по обилию представленных на вторичном рынке «меринов», их у нас тоже любят. В основном завозят Mercedes-Benz Е-Klasse. Обходятся они новым владельцам недешево, ведь одна только пошлина за 6-цилиндровый двигатель объемом 2,8 л равна 5600 евро (по 2 евро за кубик) – в рублях это около 200 тысяч. Прибавив к ним стоимость автомобиля и дорожные расходы, получим сумму, значительно превышающую 15 тысяч долларов. Тем не менее перегонщикам, по их словам, не приходится долго ждать покупателя.
Есть вариант подешевле – Mercedes-Benz С-Klasse. На рынке попадаются неплохо сохранившиеся экземпляры в самой богатой комплектации Elegance 1998–1999 годов выпуска; машину с 2-литровым двигателем и «автоматом» можно приобрести за 380–450 тысяч рублей.
Бытует мнение, что Mercedes-Benz очень дороги в обслуживании. Это не совсем так. Во-первых, в рейтинге надежности эти машины из года в год входят в первую десятку, так что ремонтировать их приходится редко. Но порой неприятности все-таки случаются. По рассказам мастеров, обслуживающих Mercedes-Benz, иногда возникают сбои в электронной системе зажигания. Их устранение, как правило, не требует больших расходов, а вот восстановление работоспособности подвески обойдется значительно дороже. Только за комплект из четырех амортизаторов надо выложить 550–600 долларов (это без учета стоимости работы по их замене). Если перед тем, как расплатиться, вы проверите узлы подвески на диагностическом стенде и выявите неисправности, попросите продавца снизить цену на сумму, необходимую для ремонта.