Особенности полного привода
Автоцентр «АвтоХаус» при содействии питерской Школы водительского мастерства BMW и MINI 10 ноября провел тренировочную сессию полноприводных автомобилей BMW. Обучение и тест-драйв организовали на взлетно-посадочной полосе аэропорта Уктус. После прохождения курса всем участникам выдавали сертификаты.
Для каждой группы участников занятия начинались с инструктажа известного автогонщика, шеф-инструктора питерской Школы водительского мастерства BMW и MINI Алексея Маслова. Он спрашивал, что должен предпринять водитель в случае заноса переднеприводного или заднеприводного автомобиля. Большинство слушателей быстро и правильно отвечали на этот вопрос. Следующий вопрос Алексея Маслова: что нужно делать при потере управления на полноприводном автомобиле – ставил всех в тупик. Большинство владельцев полноприводников полагают, что их машина застрахована от подобных неприятностей. Оказывается, это не совсем так. Авто, оснащенные традиционными системами полного привода, действительно реже попадают в критические ситуации. Но и управлять ими в такие моменты сложнее. Алексей Маслов объяснил слушателям, что при заносе полноприводного автомобиля необходимо поймать «средний газ», то есть найти такое положение педали газа, при котором у машины будут вращаться все колеса. Справиться с подобной задачей могут либо автоспортсмены, либо очень опытные водители. Для остальных компания BMW создала интеллектуальную систему полного привода xDrive.
Что это такое
Главный компонент системы xDrive – находящаяся в раздаточной коробке многодисковая фрикционная муфта с интеллектуальным электронным управлением. Она распределяет крутящий момент между передней и задней осями, быстро реагируя на изменения ситуации на дороге. При необходимости весь крутящий момент может быть переброшен только на переднюю или заднюю ось. Если требуется передать больший момент на переднюю ось, электромотор поворачивает профильный диск и рычажный механизм замыкает многодисковую муфту. Приводная цепь в свою очередь передает требуемое усилие на переднюю ось. При отмыкании муфты больший момент, наоборот, передается на заднюю ось.
На трассе
Для испытания системы на взлетно-посадочной полосе аэропорта Уктус была создана специальная трасса. В распоряжении участников находились кроссоверы BMW X3 и BMW X5, а также BMW 3- и 5-series. Начиналась трасса со «змейки». Вначале конусы были расставлены широко, затем расстояние между ними заметно сужалось. На «змейке» помимо системы xDrive можно было испытать систему активного рулевого управления, установленную на BMW X5. В зависимости от скорости движения автомобиля система регулирует угол поворота колеса. Это облегчает, например, процесс парковки – водителю не нужно активно работать рулем, чтобы совершить поворот на 90 градусов. При движении на высокой скорости система активного рулевого управления в целях безопасности уменьшает угол поворота колес.
После «змейки» нужно было развернуться и пройти по очень узкому коридору S-образный поворот. Далее – предельно разогнаться и выполнить «переставку», имитирующую перестроение в соседний ряд на городской дороге. В конце трассы находилась зона экстренного торможения, позволяющая испытать антиблокировочную систему автомобиля.
Участники проходили трассу под наблюдением Алексея Маслова, который руководил действиями водителей и при необходимости давал рекомендации. Асфальт взлетно-посадочной полосы был сухой, система xDrive работала без сбоев, поэтому проблем на трассе не возникало. В завершение тренировочной сессии Алексей Маслов давал участникам еще один ценный совет. Какой бы интеллектуальной системой ни был оснащен автомобиль, законов физики никто не отменял. Если водитель на высокой скорости будет входить в поворот на скользком дорожном полотне, никакая система не убережет его от вылета с трассы.