Рост продаж или ставок?
По оценкам финансовых аналитиков, за 2007 год доля проданных в кредит автомобилей вырастет с 42 до 48%, а общий объем автокредитов в России к концу 2007 года может достигнуть 400 млрд. рублей.
Столь высокая роль кредитов делает авторынок очень чувствительным к изменениям условий кредитования.
Марш энтузиастов
Участники автомобильного рынка непрерывно ищут и довольно часто находят новые источники для стимулирования покупательского спроса. В 2008 году эти достижения никуда не денутся и поддержат высокую динамику роста.
Все более значительную роль в формировании рынка автокредитования будет играть расширение региональных дилерских сетей. Характерно, что значительную часть новых дилерств в регионах получают крупные российские сетевые компании авторитейла. У них есть давно налаженные схемы работы с банками, что способствует росту объемов кредитования региональных покупателей, позволяет ускорить перенос в регионы современных технологий, избежать многих ошибок и трудностей.
Что касается столичных рынков, на которые приходится около 50% продаж новых автомобилей, здесь перспективы дальнейшего роста ограниченны. Московский автомобильный рынок уже можно считать практически сформировавшимся. Лицо столичного автобизнеса сегодня определяют восемь крупных сетевых игроков. В портфелях у каждого от 10 до 20 автомобильных брендов и по 15–20 автосалонов только в Москве, не считая регионов.
В Петербурге ситуация несколько иная – дилерские сети продолжают расширяться, в том числе за счет местных компаний. Однако и наш рынок близок к насыщению, поэтому появление новых автоцентров лишь перераспределяет клиентскую базу. А для расширения этой базы требуется сделать более доступными не только кредиты, но и сами автомобили.
Не продешевят
Некоторые эксперты полагают, что снижению цен и повышению доступности автомобилей в ближайшие годы будет способствовать рост российской сборки иномарок. Однако, скорее всего, надежды эти напрасны – большинство автопроизводителей пока не готовы к тому, чтобы в условиях дефицита предложения снижать цены на собранное в России. Их официальные представители аккуратноформулируют свои планы в отношении ценовой политики, ссылаются на дорогую логистику при доставке сборочных комплектов и напирают на необходимость компенсировать немалые инвестиции в строительство сборочных заводов.
Не способствует снижению цен и набирающая в России силу инфляция издержек, и борьба рабочих автосборочных заводов за повышение заработной платы. Даже АВТОВАЗ, который уже почти год не повышал цены на свои автомобили, будет вынужден это сделать в связи с переходом с 1 января на нормы токсичности Euro 3.
Рост доступности автокредитов также под вопросом. Из-за августовского кризиса ликвидности на ипотечном рынке США некоторые российские банки уже повысили ставки по кредитам и увеличили комиссии или сумму первоначального взноса. Новая ценовая политика банков, в частности повышение ставок, особенно в валюте, негативно отразится на росте объемов кредитования.
Со ставками по кредитам в рублях все не так однозначно. Если некоторые банки («Кредит Европа Банк» и «Балтийский банк») повысили процентные ставки, то «Банк Москвы», «Абсолют Банк», ММБ, «Русфинанс Банк», МБРР и «Союз», наоборот, снизили их. Однако даже эти действия отнюдь не свидетельствуют, что кредиты в рублях дешевеют. Просто «Банк Москвы» и «Русфинанс Банк» увеличили дополнительные комиссии, МБРР – сумму минимального первоначального взноса.
К победе реализма
Еще недавно хорошим для банков способом повысить конкурентоспособность и нарастить кредитный портфель являлось присутствие собственных менеджеров в дилерских автосалонах. Но перспектив у этой формы продаж автокредитов становится все меньше. Если раньше салоны делали банкам скидки, что позволяло кредитовать покупателей на более выгодных условиях, то теперь, напротив, многие банки вынуждены доплачивать за свое присутствие в торговом зале.
Уже сегодня банки сразу нескольких лидеров продаж (BMW, Toyota, Nissan) взяли на себя значительную часть сбыта кредитных автомобилей. Их кредитные программы вытесняют альтернативные предложения, делая их сначала невыгодными, затем неудобными (в автосалоне можно будет оформить кредит только от банка производителя), а потом и невозможными.
Все заставляет независимые банки, специализирующиеся на автокредитовании, обслуживать оставшиеся и менее выгодные бренды по более высоким ставкам, подталкивает их к освоению автокредитования продаж автомобилей на вторичном рынке, который уже в ближайшие год-два должен значительно увеличиться.
Названные проблемы проявились на рынке еще в уходящем году, однако искать ответы на новые риски придется уже в следующем. Судя по всему, петербургский автобизнес к этому готов. Директор департамента продаж сети «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков настроен оптимистично: «Условия кредитования частных лиц практически не изменились, а по отдельным позициям даже стали более выгодными. Доступность кредитов привела к тому, что за ними обращаются даже люди с очень низкими доходами, поэтому несколько увеличился процент отказов».
«В вопросах автокредитования и страхования мы работаем только с теми компаниями, которые лояльны к нам и выгодны нашим клиентам. В условиях высокой конкуренции они вряд ли решатся на увеличение тарифов, поэтому существенных изменений условия автокредитования мы не ожидаем», – констатировал Михаил Шевельков.
Этот прогноз представляется очень реалистичным. И если таких клиентоориентированных реалистов в российском автобизнесе будет большинство, темпы роста рынка в 2008 году окажутся не ниже, чем в уходящем.