Без подготовки
Крэш-тест на Дмитровском полигоне с приглашением журналистов? Не иначе организаторы мероприятия ожидали хороших результатов. Ведь мы помним, что представлял собой Chery Amulet после аналогичного теста. Все смотрели скандальные видеоролики немецкого автоклуба ADAC про Brilliance, Landwind и другие машины. А ведь они могут вполне легально продаваться, для получения сертификатов достаточно пройти сравнительно простое испытание на скорости 56 км/ч. Но при испытаниях Euro NCAP, которые не выдерживают китайские машины, автомобиль разбивается о деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч. В салоне находятся два манекена на передних сиденьях, пристегнутых ремнями безопасности, с датчиков которых снимается информация о перегрузках.
Разгонный механизм запущен, несколько секунд ожидания – и новенький бежевый BYD F3 уже отлетает от куба. Но присутствующие не бегут сломя голову осматривать автомобиль, они остаются на месте – дело в том, что из-под капота повалил дым. Позже выяснится, что замкнул разбитый аккумулятор. Теоретически из-за этого возможно возгорание, но помощь пожарных не потребовалась. А поскольку вероятность невелика, баллы снимать не положено. Главное, чтобы успели сработать подушки безопасности.
Когда дым рассеялся, оказалось, что кузов довольно неплохо выдержал удар. Стойки ветрового стекла и пороги деформировались не сильно, передние двери остались на своих местах и открываются без труда. Задние же открылись вовсе без помех. Переднее колесо, конечно, сместилось назад, но видимая деформация пола оказалась незначительной. Педальный узел почти не сместился. Может, машину успели подготовить к удару? Но нештатных элементов, лишних сварных швов и прочих следов вмешательства в конструкцию не видно. Значит, серийный кузов, с конвейера. Что ж, внушает оптимизм.
Переходим к осмотру салона. Обе подушки безопасности сработали, как и должны были. Отпечатки мела с голов манекенов говорят о том, что касание с подушками произошло четко по центру. И водитель, и пассажир остались в креслах, притянутые ремнями без перекоса. Нагрузки на голову лишь слегка превысили границы зеленой зоны, а воздействие на шейные позвонки в несколько раз ниже предельно допустимых показателей. Для грудной клетки тоже особых рисков нет; хотя превышение нормы зафиксировалось, до опасного для жизни порога еще далеко.
Передняя панель осталась почти нетронутой, лишь слегка вышла из креплений со стороны водителя, нигде не образовалось острых краев и сколов. Ни одного контакта манекена с торпедо не обнаружено. Руль практически не сдвинулся, оставив жизненное пространство для водителя. Педали сместились на 76 мм (при безопасном значении 72 мм), целостность пола не нарушена.
Основываясь на данных с датчиков манекенов, можно расставить баллы. Оранжевым цветом закрашиваем головы: с ускорениями все в порядке, а вот HIC (расчетный уровень повреждения головы) пассажира достиг 806 баллов при критических 1000 (граница зеленой зоны – 650), из-за чего общая оценка зоны голова + шея снижается до 2,2 балла. Защита грудных клеток оценивается в 1,9 балла: чуть выше усилие сжатия, хотя ни контакта с рулем, ни потери структурной целостности кузова не было. Смещение педалей все-таки привело к повышенным нагрузкам на ступни, которые, впрочем, остались в пределах допустимого – 2,4 балла за защиту ног. Бедра и таз защищены на 3,7 балла – набрать предельные 4 помешал минимальный сдвиг левого колена.
Итого: 10,2 балла из 16 возможных. То есть обитатели салона BYD F3 в случае среднестатистической аварии, конечно, получат повреждения, но, скорее всего, они будут не слишком тяжелыми и без угрозы для жизни. А если учесть, что в основе BYD F3 лежит Toyota Corolla Altis десятилетней давности, то набранные 10,2 балла кажутся результатом весьма достойным. Лишь бы не подводило качество сварки и сборки... Примерно так же фронтальный крэш-тест отрабатывали KIA Cerato и четвертый VW Golf образца 1998 года, а также наша Lada Priora «Люкс» (10,5 балла). Так что сравнительно безопасные автомобили у китайцев тоже есть. Следующим в очереди на крэш-тест уже стоит Brilliance M2. В прошлом году в Европе эта машина потерпела полное фиаско, но импортер (моделью Brilliance M2 теперь занимается не «Атлант-М Азия», а «ИРИТО») уверяет, что китайцы оперативно доработали кузов. Тем интереснее!