Стратегический ход
ОАО «КамАЗ» и немецкая компания Knorr-Bremse Systeme fuеr Nutzfahrzeuge GmbH подписали в Казани соглашение о создании СП по выпуску тормозных систем. С российской стороны свою подпись под соглашением поставил генеральный директор Камского автозавода Сергей Когогин, с германской – председатель исполнительного совета немецкой компании Хайнц-Герман Тиле и председатель правления KnorrBremse AG Раймунд Клинкнер. Церемония подписания проходила при участии президента Татарстана Минтимера Шаймиева и премьер-министра Рустама Минниханова.
ООО «Кнорр-Бремзе Кама» учреждается с уставным капиталом 3 млн. евро и равными долями партнеров (50 процентов принадлежит ОАО «КамАЗ», 50 процентов – Knorr-Bremse Systeme fuеr Nutzfahrzeuge GmbH). С выходом компании в 2009 году на ежегодный оборот в 80 млн. евро учредители поднимут капитализацию ООО «Кнорр-Бремзе Кама» до 15 млн. евро, сохранив паритетное участие. Проектная мощность СП – до 5 млн. изделий. В номенклатуру его продукции включено пять элементов тормозной системы: тормозные барабаны, дисковые тормоза, камеры, гасители крутильных колебаний и автоматические рычаги регулирования для барабанных тормозов. Первые три года СП будет арендовать производственные площади у ОАО «КИП «Мастер» (51 процент акций этой компании принадлежит ОАО «КамАЗ»).
Собственное производство тормозных элементов на КамАЗе перестало отвечать европейским требованиям к грузовой технике, касающимся тормозной эффективности, и в марте появилось официальное сообщение о том, что КамАЗ ищет иностранного партнера для совместного производства тормозных систем на своих мощностях. Поиски увенчались успехом.
Накануне подписания соглашения президент Шаймиев отметил точность и аккуратность немецких коллег в бизнесе. «Нам очень приятно, что вы будете сотрудничать с нашим автозаводом», – сказал он, добавив, что ОАО «КамАЗ» входит в десятку мировых лидеров по производству тяжелых грузовиков. В ответ Хайнц-Герман Тиле поблагодарил его за оказанную честь. «С 1993 года наша компания поддерживает контакты с КамАЗом, за эти 14 лет мы разработали и реализовали ряд удачных совместных проектов», – отметил Тиле. И попросил наладить прямое авиасообщение между Мюнхеном и Набережными Челнами для оптимизации затрат на перевозку грузов для СП.
Хайнц-Герман Тиле сообщил, что на долю КамАЗа придется «самый большой объем заказов»: на его конвейеры СП будет поставлять 70 процентов своей продукции, оставшиеся 30 процентов предназначены для прочих российских автозаводов. После подписания соглашения гендиректор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что с открытием ООО «Кнорр-Бремзе Кама» автозавод приступит к свертыванию собственного производства элементов тормозных систем. «Все выпускаемые грузовики будут комплектоваться тормозными системами Knorr-Bremse, собираемыми на нашем СП», – сообщил он, но точных сроков не назвал.
В 2009 году планируется троекратно – с 900 млн. рублей, намеченных на 2008 год, до 2,9 млрд. рублей – поднять выручку СП, и, скорее всего, тогда же и будет полностью прекращено собственное производство тормозных систем на КамАЗе. К тому моменту планируется перевести СП в режим промышленной сборки, предполагающий беспошлинный импорт комплектующих. Как сообщил господин Когогин, меморандум о заключении инвестиционного соглашения ООО «Кнорр-Бремзе Кама» с МЭРТом проходит необходимые согласования в федеральных ведомствах.
«Кнорр-Бремзе Кама» – третье СП, созданное КамАЗом в рамках аутсорсинга (эта бизнес-технология предусматривает передачу сторонним специализированным компаниям функций внутри своего бизнеса вместе с ответственностью за результат). Одно из них – ООО «ZF Кама», совместное предприятие автозавода и немецкой Zahnrad Fabrik; в июле господин Когогин объявил, что это СП должно заместить собственное производство коробок передач на ОАО «КамАЗ-Дизель» и стать основным комплектатором всего модельного ряда камских грузовиков. КамАЗ является также основным покупателем американских двигателей, выпускаемых ООО «Камминз Кама».
Таким образом, Камский автозавод постепенно свертывает собственное производство автокомпонентов и переводит поставщиков на аутсорсинг. Как отмечает господин Когогин, создание СП для выпуска автокомпонентов позволило снизить затраты на обновление технологического облика грузовиков КамАЗ и получить доступ к западным технологиям.
Сборка автомобилей на условиях аутсорсинга – широко распространенная практика. КамАЗ первым в России применил эту бизнес-технологию в грузовом автомобилестроении. На первый взгляд аутсорсинг не требует от заказчика больших финансовых затрат, поскольку основные инвестиции осуществляет аутсорсинговая компания. Но, тем не менее, запуск таких проектов требует от производителя значительных организационных усилий, ведь он, как собственник конечного продукта, несет ответственность за его качество.