В поисках эталона.ru

В поисках эталона.ru

Держаться больше нету сил

Корпоративные сайты российских компаний справедливо считаются одними из худших в мире. Многие наверняка слышали о рейтинге шведского агентства H&H Webranking (www.webranking.eu), который публикуется в конце года и молнией разлетается по информагентствам. Россия второй год позади всех. Наши сайты самые малоинформативные и неудобные. По мнению исследователей, главная причина провала заключается в том, что российские компании пока не считают Интернет ключевым инструментом коммуникаций.

Конечно, не все компании. Конечно, есть масса положительных и даже образцовых примеров, и вообще, шведов можно обвинить в сознательном разрушении положительного имиджа России, коварстве, зависти и других смертных грехах. Но те, кто с Рунетом знаком не понаслышке и вынужден ежедневно с ним работать, определенно согласятся с мнением специалистов.

Нам, журналистам ГЗР, приходится регулярно обращаться за самой разной информацией к сайтам автомобильных компаний, и, увы, практика показывает, что если адрес сайта имеет окончание.ru, то нужные сведения на нем, как правило, либо вообще отсутствуют, либо представлены неполно, либо запрятаны так далеко в дебри ссылок и вкладок, что на их поиск приходится тратить слишком много времени. А ведь мы не ищем на этих сайтах ничего экстраординарного, нас интересует самая простая и нужная любому потенциальному автовладельцу информация о ценах, комплектациях, основных технических характеристиках машин, гарантийных условиях и периодичности ТО.

Создается ощущение, что во многих российских представительствах зарубежных автомобильных марок действительно недооценивают роль собственных интернет-сайтов. Хотя это по сути лицо компании! В XXI веке именно в Интернете происходит первое знакомство покупателей с продукцией фирмы, люди прицениваются и присматриваются к автомобилю с помощью монитора и мыши, и по тому, как легко у них это получается, складывается первичное впечатление о компании. Многие наши сайты сделаны таким образом, что впечатление от них складывается очень грустное, и человек, посетивший такой сайт, вправе задуматься: «Если компания, у которой я хочу приобрести автомобиль, не может сделать себе хороший сайт, что же тогда творится в ее автосалонах, на станциях ТО? Такая же бессистемность? Такое же наплевательское отношение к пользователю?»

Видя, насколько несовершенны, а порой просто убоги автомобильные сайты в России, мы решили посвятить им цикл материалов, где постараемся оценить удобство пользования ими и полноту представленной информации. Возможно, те, от кого зависит работа таких сайтов, услышат нас и смогут сделать их более насыщенными, полезными и удобными. А начнем мы свое исследование с российских сайтов немецких премиум-марок Audi, BMW и Mercedes-Benz. И сделаем это по двум причинам.

Во-первых, приставка «премиум», которую они активно эксплуатируют, предполагает некую исключительность и безупречное качество во всем – в вежливом и квалифицированном персонале дилерских центров, в потребительских качествах машин, в бережном отношении ко времени клиента, в организации работы своего сайта. То есть логично предположить, что сайты таких компаний должны быть не только эталоном вебдизайна, но и образцом удобства и информативности.

Во-вторых, немецкие компании справедливо славятся своей аккуратностью, пунктуальностью и порядком, и мы вправе ожидать, что эти национальные добродетели распространятся на их русскоязычную интернет-территорию.

В общем, признаемся честно, мы рассчитывали увидеть в сайтах Audi, BMW и MercedesBenz некий экстремум, точку отсчета, вершину, с высоты которой можно обрушивать критику на менее совершенные интернет-ресурсы. А о том, насколько они оправдали наше доверие, читайте далее.

Что ищем и как оцениваем

Оценивать сайты будем исключительно с потребительской точки зрения. По какой технологии они выполнены, сколько степеней защиты имеют и стабильно ли у них программное ядро – не те вопросы, которые волнуют рядового покупателя. Его интересуют прежде всего цены на автомобили, технические данные, описание комплектаций, список опций, их цена и адрес ближайшего автосалона. Это программа-минимум. Если сайт располагает полной и легкодоступной информацией по этим вопросам, то его можно смело оценить как хороший.

Если есть подробная информация о кредитных программах, гарантийных условиях, расписании ТО выбранной модели (в идеале с ценами на работу и расходные материалы, что позволит хотя бы грубо прикинуть грядущие эксплуатационные расходы), то такой сайт достоин оценки «отлично».

Оценку «удовлетворительно» сайт получает в том случае, если информация хотя бы по одному пункту из программы-минимум неполная или труднодоступная.

Оценка «неудовлетворительно» достанется сайту, если полностью отсутствует хотя бы один пункт из программы-минимум.

www.audi.ru

Текущий модельный ряд Audi представлен в виде узкой полоски в самом верху главной страницы. Щелкнув по нужной модели, попадаем на ее персональную страничку. Здесь есть «Конфигуратор» и дополнительное меню разделов, содержащее два искомых пункта – «Характеристики» и «Оборудование». Раздел «Характеристики» нас полностью удовлетворил, он содержит необходимый минимум технических данных для всех модификаций той или иной модели. В разделе «Оборудование» подробный список стандартного оснащения, а ниже огромный перечень опций, разбитый на тематические разделы. Цены на эти опции не указаны, но мы справедливо надеялись увидеть их в «Конфигураторе», равно как и цены на сами машины в базовых комплектациях.

«Конфигуратор» предлагает пройти цепь последовательных шагов по формированию своего будущего автомобиля. Сначала нужно выбрать тип кузова, затем силовой агрегат, цвет кузова, обивку и отделку салона, колесные диски и внешнюю отделку кузова. На этом, к сожалению, все заканчивается. Нам предлагают распечатать выбранную конфигурацию и с этой распечаткой направиться к ближайшему дилеру Audi, чтобы, цитируем, узнать у персонального менеджера по продажам цену на выбранное дополнительное оборудование и назначить тест-драйв. Немая сцена. Занавес.

Что ж, понятно: цены на дополнительное оборудование на сайте не узнать. Но, может, где-нибудь есть хотя бы цены на сами автомобили в базовых комплектациях? Возвращаемся на главную страницу с робкой надеждой. В главном меню слово «цены» отсутствует, поэтому для их поиска приходится использовать методы тыка и последовательного перебора. Возможно, цены скрыты внутри какого-нибудь раздела. Раздел «Модельный ряд» вновь приводит нас к «Конфигуратору». С ним мы уже знакомы. Раздел «Дилеры» содержит список дилеров Audi с гиперссылками на сайты автосалонов, а также их телефоны и адреса. Раздел «Предложения» позволяет узнать, какие автомобили есть в наличии у дилеров, и даже выдает их цены, но это готовые автомобили, а не базовые комплектации, к тому же не все модели есть в наличии у дилеров.

Ищем дальше. Раздел Financial Services рассказывает о фирменных кредитных, лизинговых и страховых программах. Есть даже кредитный калькулятор. Открываем его, поскольку информация о кредите входит в сферу наших интересов, но первое, что нужно сделать для расчета, это ввести цену автомобиля. Комментарии излишни, поэтому просто продолжаем перебор.

Раздел «Об Audi» рассказывает о том, какая замечательная фирма Audi и какие чудесные автомобили она производит. Раздел «Мир Audi» – о коллекциях изысканных аксессуаров, которые могут улучшить жизнь владельца автомобиля Audi. Раздел «Школа quattro» приглашает на фирменные курсы водительского мастерства. Раздел «Для компаний» разыскивает корпоративных клиентов. Раздел Audi Magazine предлагает ознакомиться с фирменным журналом Audi, скачав его pdf-версию.

На этом разделы главного меню заканчиваются, но ниже есть еще одно меню, обведенное в рамочку. В нем значатся разделы «Поиск», «Подписка», «Карта сайта», English и «Контакты». Продолжаем перебор. В «Поиске» вводим слово «цены». Результат – 68 ссылок на какие-то новости 2005 года, мониторинги прессы и еще непонятно что. Изучать все это, будучи в здравом уме и трезвой памяти, естественно, никто не будет. И мы тоже, даже в экспериментальных целях, – просто нет сил. Поэтому незамедлительно переходим к изучению «Карты сайта», цинично игнорируя «Подписку». В карте цены не указаны. Естественно, нет их и в разделах English и «Контакты».

Таким образом, мы волей-неволей потратили уйму времени и изучили весь сайт Audi, но так и не нашли в нем минимально необходимой информации. Полное разочарование. Оценка «неудовлетворительно».

www.bmw.ru

По дизайну сайт BMW слегка напоминает сайт Audi: модельный ряд баварской марки также представлен в виде текстовой полоски в самом верху главной страницы. С нее и начнем поиск. Выбираем модель и вполне ожидаемо попадаем на ее индивидуальную страничку. Здесь сразу же находим желанную строку «Цены и комплектации». Щелчок по ней раскрывает внутреннее меню раздела, состоящее из трех подразделов. Первый позволяет ознакомиться с ценами на возможные модификации интересующей модели в базовой комплектации, причем есть подробный список оборудования, входящего в эту комплектацию, а еще ниже эдаким бонусом приведены основные технические характеристики.

Второй подраздел информирует о ценах, комплектациях и характеристиках автомобилей специальных серий. Эти автомобили щедро оснащены, но стоят дешевле, чем машины в базовых комплектациях, дополненные тем же оборудованием из списка опций. С самим списком опций можно ознакомиться в третьем подразделе: загружаемый pdf-файл содержит подробную таблицу с ценами и заводскими буквенно-цифровыми обозначениями дополнительного оборудования. Образцовая информативность.

Более подробные технические характеристики можно найти в разделе «Все факты» на индивидуальной страничке каждой модели. Поиск дилеров производится с главной страницы: выбрав свой город, получаем подробный список находящихся в нем дилеров BMW с адресами, телефонами, фотографиями фасадов и даже схемами проезда.

Информация о фирменных кредитных программах находится в разделе BMW Financial Services главной страницы, есть кредитный калькулятор, которым не составляет труда воспользоваться, поскольку цены на автомобили хорошо известны.

А вот сведения о гарантийных условиях и техническом обслуживании найти не удалось: раздел «Сервис BMW», где было бы логично обнаружить такую информацию, рассказывает лишь об аксессуарах, поставщиках, которыми гордится BMW, и фирменной школе водительского мастерства. Тем не менее львиную долю интересующей нас информации на сайте BMW удалось найти быстро и в достаточном количестве. Оценка «хорошо».

www.mercedes-benz.ru

Сайт Mercedes-Benz сразу же порадовал тем, что цены на базовые комплектации всего модельного ряда фирмы доступны в виде единого списка прямо с главной страницы – достаточно щелкнуть на слове «цены» в самом верху экрана.

Подробную информацию о каждой модели можно найти через меню модельного ряда, отправляющее нас на ту или иную индивидуальную страничку. На каждой такой страничке десяток тематических разделов, в том числе и интересующие нас «Технические характеристики», «Серийное оборудование» и «Дополнительное оборудование». К первым двум претензий нет, а вот дополнительное оборудование, к сожалению, не имеет цен. Нет цен и на фирменные исполнения модели (например, Classic, Elegance, Avantgarde и др. для Е-Klasse), зато подробно перечислено входящее в них оборудование. Безупречно информативным в ценовом смысле можно назвать лишь раздел автомобилей особой серии (по аналогии со специальной серией у BMW), где приведены цены на пакеты дополнительного оборудования.

Поиск дилеров доступен уже на главной странице и располагает удобной навигацией по городам. С удовольствием отметим, что список дилеров дополнен наглядными пиктограммами, позволяющими быстро понять, какие услуги оказывает тот или иной дилерский центр.

Информация о кредитных программах скрывается в разделе «Финансовые программы» главной страницы, но дает крайне скудную информацию по этой теме и не имеет кредитного калькулятора. Информация о гарантии, как и на сайтах конкурентов, отсутствует полностью, зато есть раздел с названием «Послепродажное обслуживание», где были обнаружены такие желанные для нас пункты, как «Запасные части», «Стоимость детали» и «Сервисное обслуживание». Увы, полезной информации в них практически нет: «Запасные части» рассказывают о том, в каких красивых и надежно защищенных упаковках продаются детали к автомобилям Mercedes-Benz, стоимость детали нельзя рассчитать, не зная ее заводской маркировки, а «Сервисное обслуживание» доступно на сайте лишь в виде телефона горячей поддержки.

В целом сайт Mercedes-Benz оставил приятное впечатление, но в отсутствие полной информации по ценам на автомобили и дополнительные опции мы можем поставить ему лишь «удовлетворительно».

Неутешительные картины

Назвать исключительным и исчерпывающим, как мы изначально рассчитывали, нельзя ни один из исследованных сайтов. Уверенным хорошистом показал себя лишь русскоязычный сайт BMW, избавив нас от необходимости сравнивать его с немецким оригиналом – отечественный сайт работает хорошо, и на том спасибо. А вот слабые оценки двух других русскоязычных сайтов заставили проверить, как обстоит дело у их старших немецких товарищей. Выяснили: дело обстоит хорошо, все необходимые пункты программы-минимум удалось найти за считанные секунды. Выводы сделать нетрудно. Главное, чтобы их сделали нужные люди.

Подпишитесь на «За рулем» в