Лови волну

Лови волну

Без голоса Ильи Подольского уже невозможно представить эфир «Русского радио», и ни одно значимое событие в жизни города, от открытия нового автосалона до показа мод, не остается без его присутствия в качестве ведущего. Современный ритм жизни уже давно вынудил Илью выйти за рамки формата «голос за кадром» и повернуться к зрителю лицом.

Вначале был «Первый»

– Расскажите, с чего началась ваша карьера радиоведущего?

– Я прошел через кузницу кадров для любой башкирской радиостанции – радио «Первый канал». С 1999 года я проходил там стажировку, а в 2000 году начал вести программу «Лонжерон». Затем в 2002-м перешел на «Серебряный дождь», где и проработал до тех пор, пока его не заменило в эфире радио «Максимум».

«Серебряный дождь» из профессиональных радиостанций, на мой взгляд, самая отвязная: в эфире можно делать все что хочешь в поставленных самим же собой рамках. Сначала я был ведущим программы по заявкам, где мы просто крутили песни, а в один прекрасный момент решили сделать собственную передачу. Наш «Корабль уродов» (передачу назвали в честь песни Бориса Гребенщикова) очень долго продержался на радиоволнах.

Затем мне поступило неожиданное предложение поработать в администрации Уфы. Я занял должность администратора КВН-проекта в Ассоциации СМИ. К сожалению, проект не получил развития, поскольку самые яркие представители уфимских КВН-команд не захотели объединиться в сборную.

После этого у меня была просто замечательная работа. Помните, на остановке «Спортивная» стоял единственный в то время в Уфе передвижной экран? В нем я и сидел восемь месяцев: наблюдал за компьютером, следил за качеством изображения, исправлял различные неполадки, подливал солярку в дизельный двигатель, от которого экран работал.

В 2004 году друзья попросили меня, как человека, работавшего на радио, сделать для них рекламный ролик и разместить его на «Русском радио». Я пришел туда как рекламный агент, и тут же выяснилось, что большинство моих коллег с «Первого канала» работают именно здесь. После теплой встречи и общения с руководством меня пригласили присоединиться к команде.

– Трудно ли подстраиваться под формат различных радиостанций?

– Любому человеку, который приходит на радио, должны помочь работающие там люди. Так происходит в любой организации. Если коллектив «гнилой», то новичку придется либо подстроиться под него, либо уйти. Мне везло – везде были интересные и дружеские коллективы. А под формат радиостанции можно приспособиться всегда, если у человека есть голова на плечах.

Главное – позитив!

– Самое главное правило, которого должен придерживаться ведущий, чтобы его слушали, – нести позитив и радость людям, – уверен Илья. – Не важно, каким образом, но ты должен это делать. Ведущий обязан много работать над собой, исключать из речи слова-паразиты. Бывает, что говоришь, выключаешь микрофон, включаешь песню, а потом пытаешься вспомнить, что же такое ты сказал. Но точно понимаешь, что это был позитив. Если звонка сверху нет, то все в порядке.

– Такие звонки были?

– За всю мою работу с 1999 года такое случалось несколько раз. Один из самых ярких случаев произошел на «Первом канале». Мы с Борисом Быстровым вели утреннюю программу. Я сидел за пультом, а за окошком вещал Борис, который очень любит поговорить. За время его монолога я успел встать, найти диск, зарядить и подвести звук под нужный момент. Это был альбом отличной группы Aerosmith – Get a grip, заглавная песня которого начинается с капитальной отрыжки. Девять часов утра, «Первый канал». В эфире происходит следующий диалог:

– Борис, подожди, Бори-ис!

– Всем хорошего настроения, яркого солнечного дня...! – Бори-ис!

– Что, Илья?!

Тут я включаю «отрыжечку», ставлю песню на паузу, выключаю микрофон. Тишина. И просто говорю: «Будь здоров, Борис. Будь здоров!» После этого Быстров около 15 минут лежал под столом от смеха. Нас сняли с утреннего эфира, в паре мы больше не работали. Зато историю эту оба очень любим и часто вспоминаем при встречах.

– Как у вас получается донести свой позитив, несмотря на неадекватных людей, которые прорываются в эфир?

– Приятный момент «стола заказов» в том, что мы передаем приветы. Всю поступающую информацию можно направить в нужное русло либо свести к минимуму. Перед тем как выпустить человека в эфир, мы обязательно с ним общаемся, и пара вопросов помогает составить представление о звонящем. Если сделать этого не получилось, нужно уметь ориентироваться в эфире. Например, был случай, когда позвонила совершенно нормальная по голосу женщина. Мы пообщались с ней о том, что будем делать и какую песню поставим. Она выходит в эфир и заявляет следующее: «Сегодня вы поздравляете медиков, а я хотела бы сказать, что они очень безалаберные люди. Потому что я пролежала два месяца в больнице, и это было просто невыносимо!» Ступор, который иногда накрывает в такие моменты, должен резко проходить. Я ответил: «Есть, наверное, такие органы, которые с удовольствием примут от вас письмо с вашей жалобой. Но я не понимаю, зачем это делать на «Русском радио», вдруг они нас не слушают и вы не сможете донести до них эту информацию. Давайте передадим приветы вашим близким!» Иногда бывают приколисты, которые выходят в эфир, передают приветы Маше, Паше, Глаше, нам и… «Европе плюс». И бросают трубку. В таких ситуациях мы говорим о том, что человек «отлично воспитан», хорошая шутка прозвучала в эфире, либо сами передаем приветы всем своим коллегам в Уфе. Главное – не заострять внимание на подобных моментах.

Проекты прошлые и настоящие

– Вы кавээнщик?

– Да, я бывший кавээнщик. Закончил Нефтяной университет по специальности «химик-технолог» и во время учебы выступал в студенческом театре. Однажды участники уфимской команды «Шиза», которые пришли в тот день в театр, предложили мне попробовать свои силы в КВН. Мы очень сдружились, ездили в Москву, Сочи, Казань, Самару.

Зрители полюбили уфимскую «Шизу», но наш формат не подходил под телевизионный – невозможно снимать команду, которая постоянно мельтешит на сцене. Но подстраиваться под сложившиеся традиции только ради того, чтобы попасть в телевизор, нам не хотелось. Мы шутили над самим КВН, над классикой и консерватизмом. Моя карьера кавээнщика закончилась после прихода на «Русское радио», где у меня появилось огромное количество интересной работы.

Автоопыт

– Расскажите о вашем водительском опыте.

– Впервые я сел за руль в семь лет, когда отец уступил мне место в своем МАЗе. Я рулил, а он нажимал на педали. В девять лет отец посадил меня в «Москвич» и вышел из машины, а я получал бесценный водительский опыт, рассекая по полю.

Автомобиль для меня – это нечто среднее между роскошью и средством передвижения. Он должен быть удобным и таким, чтобы, когда подъезжаешь к девушке, ей было приятно в него сесть. Недавно я купил KIA сee'd. Она мне очень подходит, на ней я планирую поездить около трех лет.

– Какую музыку слушаете в машине?

– Не радио, этого мне хватает и на работе. Я слушаю абсолютно все, что мне нравится, – российские и иностранные песни, башкирские и татарские, все под настроение. Обожаю ремиксы на африканские напевы.

– А какие у вас отношения с ГИБДД?

– Они отличные ребята. При встрече с ними я испытываю не меньший трепет, чем любой другой участник дорожного движения. Конечно, мне помогает опыт общения с людьми. Когда инспектор ГИБДД узнает о том, что я работаю на «Русском радио», отношение сразу меняется. Признаюсь, иногда вместо небольших штрафов я передаю им приветы, ставлю песни для родных и близких. Ведь я далеко не злостный нарушитель. Даже после глотка вина за руль не сажусь. Хотя спиртное в России должно быть, и я иногда позволяю себе расслабиться в кругу друзей за моей любимой игрой в бильярд.

– Вместе с Константином Бережным вы вели этап чемпионата по автозвуку и тюнингу ЕММА в Уфе, организованный нашим изданием...

– Это было весело, мне очень понравилось. Если подходить с профессиональной точки зрения, то я ничего не понимал в технической составляющей этих соревнований. Бережной оказался более продвинутым в техническом плане, он уже был ведущим подобного шоу. Мы оба старались, чтобы гостям мероприятия было весело, – развлекали их и устраивали конкурсы. Я примерно понял, как измеряется давление звука в машине, и вряд ли смогу забыть гонки под проливным дождем.

Я люблю людей!

– Сейчас стало модно отмечать корпоративные праздники, – заметил напоследок Илья. – А для того чтобы этот «корпоратив» стал значимым событием, на них приглашают интересных ведущих и звезд. Поэтому у меня много работы, особенно в праздничные дни. Я этому очень рад, потому что люблю людей и общение с ними доставляет мне удовольствие.

Подпишитесь на «За рулем» в