Рейдер

Рейдер

Автомобили, как люди, – у них есть свои привычки, характеры, образование и возможности. Неотесанные грубияны грузовики и изящные бизнес-леди хэтчбеки. Отцы семейств минивэны и подтянутые спортсмены купе. Клерки-седаны и охотникиджипы. Мир людей и мир автомобилей роднит и сходство обстоятельств, необходимых для достижения успеха. Ведь главное в этом деле что? Оказаться в нужное время в нужном месте. И тогда раскроются все внутренние таланты и способности. Взять, например, студента. Учился он, допустим, на метеоролога, а работать пошел юристом. Понятное дело, что багаж приобретенных знаний о строении кучевых облаков cumulus congestus в новом деле не пригодится. Там требуется другая латынь. Приходится все изучать с самого начала…

Посмотрим на колесящие по городу внедорожники. Более половины из них, если не пять шестых, никогда в жизни не покидали асфальта. Ну разве что по разбитым дорогам Владивостока проезжали с большим комфортом, нежели другие машины с низким клиренсом. Но мало кому из них приходилось быть настоящим покорителем тайги, сухопутным крейсером, следопытом и проводником. Большинство сегодняшних «проходимцев» катается по унылому маршруту гараж – офис – дом с редкими вылазками на пикник куда-нибудь в район Ливадии. И ладно бы речь шла только о кроссоверах, которым на роду написано быть осторожными. Так ведь и Cruiser, и Jeep, и «патрули» туда же! Редкий случай, когда какой-нибудь Nissan Safari использует свои возможности, что называется, на всю катушку. Что уж говорить о такой культовой машине, как Mitsubishi Pajero Evolution. Созданный для ралли джип в российском автобескультурье превратился в заурядный фетиш, показатель уровня доходов владельца...

Оранжевая Эволюция

Однако чу! Что это такое яркооранжевое несется в клубах дорожной пыли на нас? Ба, да это тот самый Evo! Вот он ближе, ближе... и тормозит в 2 сантиметрах от нацеленного на него объектива брюзги журналиста. Вот оно, то самое нужное время и нужное место. Перед нами, возможно, единственный в крае Mitsubishi Pajero Evolution, занятый своим прямым делом – участием в ралли-рейдах и добыванием победных кубков своему владельцу.

– В 2006 году я впервые принял участие в соревнованиях по ралли на внедорожниках, – рассказываетхозяин Evolution Валерий Любаренко. – Начинал ездить, как и многие, на Toyota Land Cruiser. Однако, на мой взгляд, эта машина не совсем приспособлена к такого рода соревнованиям. «Крузак» тяжел, ему трудно набирать скорость. Он может застрять где-нибудь на зыбкой почве и не сдвинуться с места из-за собственного веса. Ему тяжело даются прыжки с трамплина. И это не чьи-то наветы, а мой собственный опыт. Самому приходилось несколько раз перебирать ходовку и снимать лопнувшие пружины после заезда. К сезону 2007 года я решил сменить машину.

Когда выехал на первый этап на этом Evo, все вокруг хихикали – мол, машина одноразовая, хватит на гонку, не более. По себе знаю, насколько критично относятся ко всем другим автомобилям водители Nissan Safari или Toyota Land Cruiser. Поехали. Я по кочкам прыг-прыг, а их утюги, глядь, сидят уже где-нибудь в грязи. Мне, конечно, тоже приходилось сидеть, врать не буду. И сидеть хорошо. Даже лебедку на первых этапах спалил, было дело. Где-то «сафарики» меня и обходили. Но когда на дорогу из грязи выбирались, там я наверстывал. Тяжеловесам за мной не угнаться. Они перед каждой ямой или бугром волей-неволей скорость снижают. А я лечу. Там, где Land Cruiser на 40 км/ч в поворот входит, я могу на семидесяти зайти. Так и догонял, если отставать приходилось. Теперь никто не хихикает, народ уже согласен с тем, что машина интересная для ралли и перспективная.

Спортивная подготовка

Перспективу модели Валерию Любаренко открыл шеф команды Maxmotorsport Максим Наумец. Именно он посоветовал бывшему крузероводу обратить внимание на этот автомобиль.

Валерий согласился с мнением опытного гонщика, и фирма взялась за работу.

Когда из Японии пришел купленный на аукционе Pajero, первое, что сделали с ним во Владивостоке, – это разобрали до винтика. Поскольку машину готовили для участия в соревнованиях, сначала усилили раму, проварили все соединения, поставили дополнительные косынки.

В салоне появился каркас безопасности, спортивные «ковши» Sparco с пятиточечными ремнями. Задний ряд сидений уступил место креплению запасного колеса. Запаску убрали с задней двери и перенесли в салон из соображений более оптимальной развесовки автомобиля. В борьбе с лишним весом традиционно ободрали всю внутреннюю обшивку, лишив машину и без того скромной звукоизоляции. Сэкономленные килограммы пригодились при установке других тюнинговых примочек, львиную долю которых запихнули в моторный отсек.

Стандартные подушки крепления двигателя уступили место более жестким спортивным. Сам мотор для большей надежности и продления моторесурса получил вкладыши Power Enterprise.

Из этих же соображений в салоне установили кнопку включения принудительной вентиляции системы охлаждения. Теперь достаточно ее нажать – и один из вентиляторов будет работать без автоматического отключения.

Изменена геометрия выпускного тракта. После установки контроллера система MIVEC включается с 3600 оборотов против изначальных стандартных 4500. Для работы двигателя в спортивном режиме потребовалась установка новой системы питания SARD с большей производительностью.

Понятное дело, что в автомобиле, подготовленном для ралли-рейдов, нельзя было не внести изменений в ходовую часть. В Maxmotorsport выбрали амортизаторы Bilstein Sport плюс Ohlins Pro с выносными бачками. Всего получилось восемь штук. К ним – пружины с изменяемой геометрией витка. Как это хозяйство работает, мне удалось прочувствовать самому: несколько заездов в штурманском кресле по грунтовкам седанкинского перевала – и отличия от стоковой подвески становятся очевидны. В поворотах машина стоит как вкопанная и пробоев нет даже в затяжных прыжках.

Что касается описанного выше красивого торможения «в 2 сантиметрах от», то в этом заслуга тормозных колодок AP Lockheed, материал которых выдерживает разогрев до 800 градусов.

Не обошлось и без вмешательства в трансмиссию. Каждая ось получила дифференциал повышенного трения LSD, и теперь при трогании с места и в поворотах в салоне слышны характерные пощелкивания. А чтобы не повредить карданы, через все днище протянута алюминиевая защита. Приводы спереди и сзади тоже защищены оригинальными ушками.

Впереди – победы

– В межсезонье с Максимом планируем установить систему, которая позволит изменять клиренс машины, – делится планами Валерий. – На ровных участках для лучшей управляемости высоту можно будет понижать, а на пересеченной местности для улучшения проходимости – повышать.

– Валерий, судя по подготовке, твой автомобиль – исключительно для спорта. А обычно на чем ездишь?

– На Nissan Safari. Эта машина у меня для всех остальных случаев жизни.

– Предпочитаешь внедорожники?

– Тут дело в том, что кроме автогонок я еще и мотоспортом немного занимаюсь: Safari нужен для транспортировки байков к месту покатушек. Ну и помимо этого часто езжу на природу. На охоту, на рыбалку. Тут без него никуда.

Вот такой у нас энергичный, целеустремленный герой. И автомобиль ему под стать… Хорошо, что он оказался в нужное время в нужном месте.

В сезоне ралли-рейдов 2008 года Evolution Любаренко будет грозой всех соперников.

Подпишитесь на «За рулем» в