Лауреат
Увлечение старыми автомобилями становится сегодня модным. По справедливости говоря, оно было модным всегда, но далеко не во всех уголках земного шара. Например, в аристократичной Европе авторетро давно весьма уважаемое хобби, а вот в пролетарском СССР это дело продвигалось со значительным скрипом. Ориентация на массовый общественный транспорт, помноженная на технологическую отсталость, привела к тому, что интересные советские модели можно пересчитать по пальцам. «Волга» ГАЗ-21, безусловно, является одной из таких, и во многом благодаря ее наличию в гараже Владимира Путина движение в России получило второе дыхание.
Восточный акцент
В европейской части страны винтажные автомобили – это, как правило, завезенные из Старого или Нового cвета породистые Rolls-Royce, MercedesBenz, Bentley, на худой конец Cadillac. Дальнему Востоку вообще и Приморью в частности в этом отношении повезло меньше: европейский и американский автопром представлены здесь весьма скудно. Зато мы получили неоспоримое преимущество в другом. Благодаря близкому соседству с Японией приморцы имеют уникальную возможность коллекционировать образцы той техники, о которой мир, лежащий по ту сторону Уральских гор, имеет весьма смутное представление.
Старая гвардия
Например, Nissan Laurel. Модельный ряд 1981–1985 годов когда-то был широко распространен в прибрежных районах Дальнего Востока. Эти машины пользовались популярностью у моряков, их охотно везли в Россию. В конце 80-х – начале 90-х советский автосервис еще не мог обеспечить квалифицированного обслуживания иномарок, поэтому автомобили выбирались по принципу максимальной надежности и неприхотливости. Nissan отвечал этим требованиям. Двигатели фирмы считались неубиваемыми: их заправляли «жигулевским» маслом и бензином АИ-76, в систему охлаждения лили тосол, а машины продолжали ездить и радовать владельцев.
Laurel позиционировали как автомобиль среднего класса, стоящий в линейке Nissan чуть ниже Cedric и чуть выше Bluebird.
Одноклассниками Laurel были Nissan Skyline и Nissan Leopard. Последняя модель, к слову, почему-то весьма редко встречалась в Приморье, и сегодня встретить Leopard – большая удача.
Чудо враждебной техники
Как и Leopard, Nissan Laurel оснащались 2-литровыми бензиновыми моторами L20E и считались в то время автомобилями класса «Волги». За такой автомобиль в конце 80-х можно было выменять квартиру – и подобных сделок на излете советской власти было совершено немало. Однако даже самый крепкий и неубиваемый японский двигатель при русском обращении с ним в конце концов ломался, и тогда к восторженным менялам возвращалось сознание.
L20E еще в начале 80-х имел электронный впрыск топлива, что представляло собой определенную проблему для отечественных автомехаников, никогда ранее не встречавшихся с подобным техническим устройством. Поэтому многие моряки старались найти в Японии Nissan Laurel с двигателем CA18S или Z20S, где подачей бензина заведовал обычный карбюратор. Как можно понять из индексов двигателей, рабочий объем рядных «четверок» CA18 составляет 1,8, а Z20 – 2 литра. Соответственно у первого несколько ниже и мощность – 100 л.с. против 110 л.с. у Z20. Мощность 6-цилиндрового двигателя L20E – 125 л.с.
Интересно, что Nissan Laurel в пределах одного модельного ряда выпускался в кузовах седан и хардтоп. Напомним, главное отличие хардтопа – отсутствие рамок боковых стекол и соответственно центральной стойки. В 80-е годы эта схема была очень популярной и по ней построили массу моделей. Заводская индексация кузовов Nissan Laurel довольно запутанна, но отличить хардтоп от седана можно по наличию буквы К в обозначении кузова. Например, E-UJC31 – это седан, а E-KUJC31 – хардтоп.
Время пожинать лавры
Сегодня подобные машины еще можно встретить в сельских районах Дальнего Востока, куда они перекочевали после интенсивной городской эксплуатации – сначала в Японии, а затем в России. Состояние большинства оставляет желать лучшего, но потенциал для реставрации у автомобиля есть: многие элементы двигателя и ходовой части встречаются и на других Nissan, более поздних годов выпуска.