Диско-хит в 15 дюймов
Для покупки новых колесных дисков хватает поводов, главный из которых – межсезонье. Практичные автолюбители утверждают, что это очень удобно – иметь два комплекта колес, на зиму и лето, и впредь не зависеть от очереди на шиномонтаж. Чтобы переобуться, достаточно взять домкрат, балонник и засучить рукава… Важная причина для покупки новых дисков – желание, чтобы автомобиль выглядел помоложе, понаряднее, поспортивнее… Общеизвестно, насколько колеса влияют на вид машины, некоторые отдают им аж до 50% впечатления. Старые диски могут плохо выглядеть не только из-за дизайна. Работая в зоне риска, они неминуемо получают повреждения, как легкой степени – лакокрасочного покрытия, так и тяжелой – деформацию от дорожных неровностей и бордюров, что может привести к дисбалансу и неплотному прилеганию покрышки к ободу, что грозит потерей давления. Не хватает аргументов – добавьте улучшенную управляемость, положительное влияние на ресурс подвески и трансмиссии, плавность хода (да-да, те самые «неподрессоренные массы»). Все вкупе поможет вам решиться на покупку.
Для обзора мы выбрали 15-дюймовый размер дисков. Привязки к конкретной марке и модели не делали. Причина проста – многие диски выпускаются с различными параметрами, что позволяет считать их условно универсальными – их можно поставить на целый ряд разных машин. Перед покупкой узнайте технические требования автопроизводителя для колес и основные размеры диска. Отклонения крайне нежелательны. Безусловно, добросовестный продавец поможет выбрать подходящие колеса, но основы знать не вредно – у консультанта может не хватить времени на рассказ о всех нюансах.
Размер имеет значение
Первый параметр, который следует учесть, – диаметр диска (в нашем случае это 15 дюймов). Любопытно, что в колесном деле свободно сочетаются две системы измерений – метрическая и дюймовая. Диаметр принято указывать именно в дюймах, равно как и ширину обода колеса, тогда как ширину покрышки, которая садится на этот обод, обозначают обычно в миллиметрах. Не устаем повторять, что термин «радиус» применительно к автомобильным колесам ошибочен и буковка R в маркировке шин означает радиальную конструкцию каркаса шины, а вовсе не размер. Вспомните школу: радиус – расстояние от центра окружности до любой точки на окружности, диаметр – хорда окружности, проходящая через ее центр, то есть два радиуса. Если считать, что колесо 15-дюймового радиуса, его диаметр равен 30 дюймам, то есть 762 миллиметрам. Только представьте себе такое колесико!
Ширина обода обозначается в дюймах, что принято связывать с буквой J в маркировке (якобы заглавная буква от inches, то есть дюймы). J же – широко распространенный тип хампов (кольцевых выступов на ободе, удерживающих внутренние части покрышки). Есть также хампы JJ, JK, K, L, H, H2, FH, AH. Подробно рассказывать об их различиях не будем – эта информация для специалистов. Что же касается ширины обода, часто встречаются размеры 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0 дюймов. Конечно, чем шире обод, тем круче выглядит автомобиль, но увлекаться шириной не стоит – с одной стороны колесо может упереться в подвеску, с другой – в отбортовку колесной арки или выйти за пределы кузова. Стоит также учитывать, что ширина обода обычно на 25–30% меньше ширины покрышки, хотя у европейских тюнеров недавно появилась мода ставить диски шире шины, чтобы резина была «домиком».
Для вычисления размера колеса придется переводить дюймы в миллиметры. Впрочем, можно поступить проще – воспользоваться каталогом. Автопроизводитель указывает обычно несколько допустимых вариантов для каждой модели.
Под болты и шпильки
Другой важнейший параметр, который следует учитывать при покупке дисков, – PCD, то есть количество и диаметр крепежных отверстий. PCD – сокращение от английского Pitch Circle Diameter. В маркировке колес этот параметр указывается так: 4х100; 4х108; 4х112; 5х108; 5х114 и так далее, вариантов множество. PCD устанавливает автопроизводитель по своему усмотрению. Есть широко распространенные варианты и крайне редкие. Большинство автомобилей, ведущих свою родословную от FIAT, имеют PCD 4х98, многие германские – 4х100 или 4х108… Это означает, что в диске четыре отверстия под болты или шпильки, расположенные на окружности 98, 100 или 108 мм. 5х112 – пять отверстий на окружности 112 мм. Как правило, чем тяжелее машина, тем больше отверстий под болты. На «Оке» их три, на легковых машинах среднего класса – четыре или пять, на внедорожниках и грузовиках может быть шесть и больше.
Любопытно, что зарубежные производители дисков делают на некоторых моделях по два варианта сверловки для разных PCD. Опасаться снижения прочности конструкции при этом не стоит – все просчитано. Чтобы узнать PCD своей машины, нужно обязательно заглянуть в каталог или хотя бы внимательно рассмотреть маркировку на старых дисках. Смотреть с внешней стороны обода либо в районе ступицы.
Там же можно увидеть аббревиатуру ET. Это сокращение от немецкого einpresstiefe, что буквально означает вылет или вынос. В англоязычных странах принят термин offset, во Франции – deport. Он характеризует расстояние от оси симметрии обода колесного диска до привалочной плоскости ступицы. Вылет может быть отрицательным или положительным. Параметр принято обозначать в миллиметрах. Например, 33,35,38… Менять вылет относительно рекомендованного крайне нежелательно – это может привести к повышенной нагрузке на подвеску и плохо повлиять на управляемость. Со скрипом можно допустить небольшое отклонение: в пределах 2–3 мм.
Необходимо знать и DIA. Это размер центрального (ступичного) отверстия в миллиметрах. Например, 57,1 или 65,0 – это также нужно смотреть на старом диске либо в каталоге. Чтобы колесо подходило к максимальному числу моделей, это отверстие делают большим, а плотную посадку обеспечивают за счет пластиковых колец-переходников. Они выполняют вспомогательную роль при монтаже колеса, его центровке. Основная же центровка ложится на болты, в которых переход от резьбовой части к головке конусный или сферический. Продавцы дисков должны проконсультировать покупателя и по поводу болтов. Возможно, подойдут и старые, но экономить на крепеже не стоит.
Ради интереса можно посмотреть на величины Fb (допустимая статистическая нагрузка, до четверти полной массы автомобиля) и P (вес колеса – чем меньше, тем лучше). Впрочем, все это уже вторично. Гораздо более важна цена.
Лить или ковать
При выборе диска непременно возникнет вопрос о его типе. Вариантов всего три: штампованный, литой либо кованый. Рассматриваем только два последних. Эти колеса делаются из алюминиевых или магниевых сплавов с последующей термо- и механической обработкой. Первые изготавливают методом литья в форму, вторые – горячей штамповкой из цилиндрической заготовки. Литые диски хороши разнообразием дизайна, но не такие жесткие, как кованые. Возможный дизайн кованых дисков ограничен, они дороже литых, но более прочные, при ударе не трескаются, легче стальных штампованных и литых дисков (например, диски российской марки ВСМПО). Возможности современного производства позволяют совмещать достоинства разных типов колес. Например, диски японской марки Kosei, несколько моделей которых представлено в обзоре, выполнены методом литья с применением прокатки обода, что обеспечивает великолепный дизайн с высокой прочностью.
При покупке главное не поддаться соблазну сэкономить. Красивые и дешевые колеса китайских кровей могут оказаться «пластилиновыми», мнущимися в первой же яме. Стоит внимательно присмотреться к продукции, украшенной известными брендами – как импортными, так и российскими. Отечественные производители выпускают диски, не уступающие по характеристикам импортным, но более дешевые.
Кованые диски
Литые диски
Литые диски с кованым ободом