Экспедитор
Jeep Wrangler у нас любят, создают фан-клубы, а доработками занимается множество фирм. Один из наиболее серьезных центров тюнинга джипов – Off-Road Wrangler Club. Мы уже отмечали, что сложно найти два «Ковбоя» (Wrangler – в американском разговорном) с одинаковыми модификациями. Яркий пример перед вами. Черный экспедиционный TJ, доработанный в мастерской клуба, уникален. Чертовски приятно осознавать, что силовое допоборудование вездехода отнюдь не от именитого зарубежного производителя, типа ARB. Это – российская разработка. О проекте нам рассказал Игорь Козлов, основатель и бессменный лидер Off-Road Wrangler Club, знаток марки Jeep. За плечами этого человека огромный опыт в подготовке внедорожников и участия в разных джиперских соревнованиях.
Все свое везем… снаружи!
Однажды в клуб обратился Эдуард, владелец Wrangler Sahara TJ 1998 года выпуска, с просьбой оснастить внедорожник экспедиционным оборудованием. Да не простым, а особым, созданным с учетом индивидуальных потребностей. Предстояла масштабная работа, где в равной степени важны функциональность и эстетика, все аксессуары должны были гармонировать с внешним видом Jeep. На разработку проекта, изготовление и установку силового оборудования ушло полгода. Одной из главных задач было рациональное использование пространства. Для компактного внедорожника полезный внутренний объем – больная тема. А здесь все усугублялось тем, что владелец автомобиля заядлый рыбак, охотник и путешественник, значит, без места для скарба не обойтись. А где в тесном внедорожнике разместить, скажем, надувную лодку и подвесной мотор? Поэтому главной изюминкой Jeep стали впечатляющие внешние «носители», которые способны взять на себя практически всю тяжелую поклажу.
«Ух ты, какой красавец!» – невольно вырывается у тех, кто впервые видит эффектный внедорожник. Да, выглядит он действительно классно, а функциональность и продуманность мелочей просто изумляют. Вместительный экспедиционный багажник на крыше, – пожалуй, первое, что бросается в глаза. На стадии разработки эта штука стала камнем преткновения. Долго обсуждали сечение труб, их форму. Эдуард хотел видеть багажник, сваренный из толстых железок. Игорь настаивал на легкой конструкции. Нашликомпромиссное решение. Сверху поперечно лежат несколько пар сэнд-траков (металлические пластины-настилы, которые подкладывают под буксующие в грязи или снегу колеса). Серьезно просчитывали вопрос безопасности. К примеру, учитывали, что летом машина будет без крыши. Один из пакетов сэнд-траков неспроста располагается прямо над водителем и передним пассажиром – это страховка от… падающих деревьев. Покатушки по старому, сухому лесу таят немало опасностей. Случается, что внедорожник, «залебедившийся» за ствол, шевелит большие сломанные сучьяи они падают прямо на машину. А еще на пластины удобно опираться локтями при стрельбе, когда охотник стоит в салоне в полный рост. На багажнике установлена и впечатляющая «люстра», собранная из оптики Hella. Основная секция состоит из пяти прожекторов, направленных вперед. Еще два расположены над дверьми, одна направлена назад. Со стороны переднего пассажира, который выполняет роль штурмана, закреплена фара-искатель. Багажник не только несет, но и защищает оптику. Перед радиаторной решеткой два противотуманных прожектора с рассеянным светом для работы с лебедкой.
Позади задней двери Jeep висит большая «калитка», интереснейший элемент. Она сделана специально под крупногабаритные и тяжелые вещи, например лодочный мотор и запаску. Также есть места крепления для хайджека и лопаты. Петля «калитки» сделана из полуоси легкового автомобиля, точки крепления на раме и одна на кузове. Сооружение весьма крепкое: выдерживает вес запасного колеса плюс взрослого человека – проверено. Конструкция имеет широкие возможности по трансформации и легко снимается.
Силовые бамперы тоже разработаны в OffRoad Wrangler Club. Передний примерно на 5 кг легче бампера знаменитой австралийской фирмы ARB. При этом прокладывает дорогу через кусты и бурелом не хуже. На нем крепится основная 5-тонная радиоуправляемая лебедка. Включается она как рычажком справа от барабана, так и из салона – клавишами на подлокотнике. Расположены они так, чтобы полностью исключить случайное задействование. Порой с лебедками приходится подолгу работать, от постоянных нажатий на клавиши немеют пальцы, поэтому здесь тумблеры расположены таким образом, что при нажатии вся ладонь опирается на подлокотник и рука не устает. На заднем бампере трехтонная лебедка. О том, что технике безопасности уделено немало внимания, говорит следующий факт: в салоне есть потайная кнопка, которая принудительно включает и отключает лебедки. Управляющие блоки вынесены в самую высокую точку в подкапотном пространстве.
Капот и крылья Jeep обшиты рифлеными алюминиевыми листами, которые предохраняют передок от механических повреждений. К тому же на крылья можно становиться, класть на них инструменты, не боясь поцарапать лакокрасочное покрытие. Под днищем титановая защита рулевых тяг. Двигатель установлен достаточно высоко, и дополнительные металлические листы под картером не понадобились. Наверху в моторном отсеке – сапуны переднего и заднего мостов, АКП и раздатки. Блок предохранителей – на внутренней части капота.
В автомобиле очень много дополнительного электрического оборудования, поэтому в полу устроена ниша под второй аккумулятор.
Владелец еще до тюнинга неоднократно проверял недюжинные внедорожные способности «Ковбоя». Боевые испытания доказали, что даже в штатном виде это настоящий вездеход.
Возможности двигателя владельца машины полностью устраивают. Даже сейчас рядная «шестерка» объемом 4 л уверенно тянет автомобиль, который со всеми «пирогами» стал тяжелее почти на 200 кг!
Подвеска заменена полностью: пружины, рычаги, амортизаторы Rancho. Увеличены как ходы подвески, так и артикуляция мостов. Дорожный просвет возрос на 2,5 дюйма специально для того, чтобы разместить в колесных арках диски с 32дюймовыми шинами. Мы не преминули поинтересоваться, почему бы не поставить колеса побольше? Игорь объяснил, что машина немало накатывает по обычным дорогам, поэтому такой выбор можно считать золотой серединой между офф-роудом и асфальтом. Как правило, на суровых «проходимцах» делают боди-лифт – кузов поднимают над рамой. Здесь же не планировалось трансформировать Wrangler в трофического монстра и от этого популярного среди джиперов «обряда» отказались.
Салон остался почти стандартным за исключением ряда тумблеров, ведающих внешним освещением и лебедками, СВ- и УКВ-рации, а также высококачественной аудиосистемы.
Что впереди?
В будущем Jeep ждет интересный апгрейд. Он станет еще уверенее чувствовать себя на бездорожье благодаря ряду блокировок. В планах установка главных пар с более высокими передаточными соотношениями, что сделает внедорожник резвее. Wrangler получит шнорхель и полную гидроизоляцию, защиту всех электрических блоков, свечей и трамблера от влаги, а также сапун трамблера. В подкапотном пространстве появятся два электровентилятора. Казалось бы, чем не устраивает штатная вискомуфта с постоянным включением? Все просто. При форсировании достаточно глубоких бродов возникает так называемый эффект «Титаника», когда при погружении вентилятор работает как гребной винт. Он поднимает в моторном отсеке волны, и двигатель запросто может хлебнуть воды, что грозит гидроударом. Предусмотрено несколько режимов работы: автоматический и ручной, с принудительным включением и выключением и два температурных датчика на двигателе. На практике это выглядит так: перед тем как окунуть автомобиль в речушку, водитель отключает лопасти. Дальше с охлаждением двигателя справится вода. Кроме того, у системы есть диффузор, позволяющий всегда доехать при одном не работающем вентиляторе.
Но, пожалуй, самое интересное – прицеп, который сейчас находится в стадии разработки. Он будет представлять собой… заднюю часть Wrangler! Уже само по себе это очень оригинальное решение. В передке прицепа будет даже сохранена панель приборов Jeep, чтобы водитель не забывал о любимой марке и модели ни на минуту. Это действительно круто!