Лаго-Наки в тумане
Проследив путь по карте, рассчитывали добраться до места часа за три. Поскольку подъемники на лыжных трассах начинают работу в 10.00, из Краснодара мы выехали в семь утра. Но после Тургеневского моста сразу же попали в густой туман, который только через час рассеялся, продлив минут на 15 отпущенное на дорогу время. До Майкопа добрались без происшествий и, поплутав немного по городу, вырулили на трассу, частыми поворотами предвещавшую близость гор. Кстати, заправиться лучше в районе Майкопа, так как дальше АЗС почти нет (а на той, что встретится вам, может быть пересменка). Заснеженная трасса, возможно, потребует большего расхода бензина, чем вы ожидали.
Вот, наконец, указатель на Лаго-Наки и предупреждающая табличка – автобусам дальше путь воспрещен, – позволяющая лишний раз ощутить себя счастливым обладателем личного транспорта.
Первую остановку делаем у живописного обрыва, запушенного туманом. Здесь фотографирующихся туристов подстерегают торговцы бурками, выделанными бараньими шкурами и папахами. А вот на следующих «стоянках» уже вовсю торгуют рафтами, пластиковыми санками, лыжами и даже горными велосипедами.
Постепенно вдоль дороги начинают появляться островки снега. Сначала, после «голого» Краснодара, это приводит в полный восторг, но когда мы добираемся до обледеневшего и заснеженного асфальта, приподнятое настроение сменяется внутренним напряжением. Снегоочистительная техника в этих краях, судя по всему, редкость, и на скользкой дороге нашу Тоyota с задним приводом немного тянет в сторону. Мы едем на третьей передаче, так как четвертая требует большей cкорости, что в таких условиях чревато.
Пытающегося обогнать нас лихача на «десятке» кидает на обочину и, завязнув в снежной каше, он начинает отчаянно буксовать. Остановиться бы и помочь, однако здравый смысл подсказывает, что после такого маневра наша тяжелая машина с места уже не сдвинется. Эти опасения подтвердились через несколько минут, когда мы поднялись еще выше и остановились, дожидаясь запоздавших друзей. Им-то и пришлось толкать Тоyota.
На санной трассе у южного склона Азиш-Тау первое большое скопление машин. Они стоят по обеим сторонамнеширокой дороги, что затрудняет движение. Все время боишься зацепить когонибудь. Внизу мы заметили два примостившихся автобуса (вопреки запрещающей табличке) – видимо, они пробирались партизанскими тропами.
Но самые смелые едут дальше. Еще несколько петель по серпантину – и мы на лыжной трассе. Опять вереницы машин по обеим сторонам дороги. В подавляющем большинстве джипыиномарки, среди которых затесалась «шестерка» с надписью во все заднее стекло «Продаю». Лучшей рекламы машине не сделаешь: если уж она заползла в такую высь, то достойна всяческого уважения...
Конечный пункт нашего путешествия – место цивилизованное, оборудованное подъемниками, обросшее кафешками и будками проката лыж. Кстати, удовольствие по цене вполне умеренное – 150 рублей в час. Только учтите, что лыжи дают под залог двух документов. За возврат сломанных лыж придется заплатить 10 тысяч рублей, так что если не хотите лишиться водительских прав и остаться в заснеженных горах навсегда, возьмите денег с запасом. А с прочими материальными ценностями будьте осторожны. Наш проводник рассказывает, что «весной» (в конце мая – начале июня) под тающим снегом находят сотовые телефоны, ключи, кошельки...
Продукты лучше взять с собой, так как рацион местных кафе не для гурманов, а цены – как на побережье в разгар сезона. Зато катание на лошадях по заснеженным лагонакским ландшафтам обойдется дешевле, чем по Красной улице в Краснодаре.
Если уж вы забрались в такую высь, непременно посетите Азишскую пещеру (заодно согреетесь: температура внутри +4 градуса).
Весело проводя время в лыжно-санно-конных развлечениях, мы совершили одну ошибку – поздно тронулись в обратный путь, совсем упустив из виду, что с наступлением темноты в горы заползает густой туман. Назад ехали в условиях почти нулевой видимости, а лихие загогулины, которые выписывала дорога, добавили экстрима. Так что если соберетесь в Лаго-Наки на один день, выезжайте за час до темноты – вам как раз хватит времени преодолеть коварную горную дорогу и спуститься на твердый асфальт.