Автомобильная жизнь Израиля

Автомобильная жизнь Израиля

В Израиле сразу обращаешь внимание на то, что основным средством передвижения по стране является автомобиль. Здесь почти нет железнодорожного транспорта, а трамвайную линию только-только начали строить в Иерусалиме, и, как говорят, отношение к трамваю у жителей Вечного города далеко не однозначное.

На городских и междугородных маршрутах курсируют большие автобусы. Стоимость проезда по городу стандартная и не зависит от расстояния – около доллара за поездку. Можно прямо в автобусе приобрести месячный проездной или карточку на одиннадцать поездок (причем одиннадцатая – бесплатно). Входят в автобусы через переднюю дверь и оплачивают проезд у водителя (тот в обязательном порядке одет в белую рубашку и галстук).

Стоимость междугородных поездок зависит от расстояния. Но Израиль – страна довольно маленькая, и, как я выяснил у нашего гида, цена билета на самый дальний автобусный маршрут не превышает 20 долларов. Вообще-то национальная валюта – шекель (который приравнивается к четырем долларам США), но доллары принимают к оплате везде. Билеты также можно приобрести у водителя.

Билет туда-обратно стоит гораздо дешевле, нежели покупать их по отдельности. Междугородные автобусы отходят от станций, называемых «тахана мерказит» или «Эгед» («Эгед» – название монополии, которая собственно и осуществляет автобусные перевозки).

С вечера пятницы до вечера субботы автобусы не ходят: суббота – священный день отдыха у евреев, и в этот день без особой нужды даже из дому не стоит выходить. Поэтому дорожное движение по субботам гораздо менее интенсивное, улицы полупустые – ездят только арабы, обычные такси да маршрутные такси «шерут».

Что касается такси – и обычного, и маршрутного, – похоже, этим бизнесом здесь занимаются не индивидуальные частные предприниматели, а крупные компании: такси окрашены одинаково, имеют надписи на бортах, желтое световое табло на крыше. Я не видел ни одного старого или ржавого – все машины довольно свежие. Подавляющее большинство – Mercedes или Skoda.

А вот в личном пользовании «немцев» сравнительно мало. Видимо, в Израиле даже Opel (не говоря уже о Mercedes, BMW и Volkswagen) статусная машина. На мой взгляд, весь легковой парк делится примерно поровну между японскими и корейскими машинами, с одной стороны, а с другой – «французами», «итальянцами» и «чехами». В особом фаворе у израильтян Mazda: и нынешние «тройка» и «шестерка», и предыдущие поколения.

Много пикапов, а еще больше утилитарных «каблучков»: FIAT Doblo, Peugeot Partner, Renault Kangoo. Их едва ли не больше, чем обычных седанов и хэтчбеков. Похоже, микрофургончики – идеальный вариант автомобиля для семейного бизнеса.

За все время поездки ни разу не встретил милого моему сердцу Renault Logan.

В арабских кварталах и городах (Вифания, Иерихон) машин меньше, они старше, раздолбаннее...

На всей территории Израиля ловится наш телевизионный Первый канал. Рекламные вставки тоже на русском языке, но сама реклама местная и, как и в России, пестрит предложениями о покупке автомобилей. Кстати, перед Рождеством и Новым годом Hyundai предложила израильтянам очень серьезные (5–8 процентов от стоимости) скидки на Getz, Elantra, NF...

В городах заправки на каждом углу, а на загородных перегонах встречаются довольно редко. Стоит бензин примерно доллар за литр. Местные говорят, что оплачивать топливо можно и наличными, но автомобилисты, как правило, пользуются картами – специальными топливными или кредитными банковскими.

В так называемом Старом городе улочки узкие, и если есть автомобильное движение, то зачастую одностороннее. Вместо привычных тротуаров бетонные столбики, отделяющие пешеходную часть от проезжей. В новых кварталах дороги двух- или трехполосные, с хорошим освещением, понятной разметкой. В Иерусалиме довольно много тоннелей.

Дорожные знаки интернациональные и почти не отличаются от российских. Я обнаружил только два отличия. Географические объекты, расположенные внутри города (центр, муниципалитет, Дамасские ворота), пишутся на трех языках (иврите, арабском и английском) на зеленом фоне, а остальные пункты (Яффа, Хайфа, Мертвое море) – на синем фоне. Второе отличие касается знака Stop. В Израиле он выполнен в виде красного шестиугольника с изображением раскрытой, обращенной к вам ладони.

На перекрестках для каждой полосы движения предусмотрен отдельный светофор. Интересно, что если прямо и налево горит красный, то направо – желтый, то есть, если есть просвет в перпендикулярном потоке, можешь повернуть направо. Надо сказать, понятие «пробка» хорошо знакомо местным автомобилистам.

Скорость в городе ограничена 50 км/ч, на трассе – 90 км/ч. Загородные шоссе великолепны – как правило, двухрядные, с четкой разметкой и освещением, многоуровневыми развязками, разделительными бетонными или металлическими ограждениями.

При въезде в крупный город машины проверяет смешанный наряд из полицейских и солдат. На границе Палестинской автономии и Израиля не просто стационарный КПП, а зачастую огромная, высотой метров двадцать, бетонная стена, оборудованная огневыми точками и многочисленными электронными средствами слежения и обнаружения. У палестинцев есть собственная армия и полиция. Все очень похоже – и шлагбаумы те же, и камуфляж, и КПП. Только у арабов «калашниковы», а у евреев «Узи»...

Разумеется, перед каждым контрольным пунктом скапливается автомобильная пробка, хотя транспорт идет и досматривается не в одном «горлышке», как у нас на Кубани, а в дватри ряда в каждую сторону – по количеству полос на ведущей к посту дороге...

Довольно часто встречаются мопеды и скутеры. Если я правильно понял, целые фирмы доставки (почты или, к примеру, пиццы) работают с мототранспортом. Оставляемые на тротуарах мокики часто укутываются специальными полиэтиленовыми чехлами – на случай возможной непогоды.

Все это любопытно, но наибольшее впечатление производят спокойствие и дисциплина, с которой жители и гости этой страны передвигаются по дорогам. Никто никого не подрезает, не выезжает на встречку. Туристические и рейсовые автобусы охотно пропускают вперед. Пешеходы терпеливо стоят на красный, даже если улица пуста. Самое распространенное нарушение – неправильная парковка. Несколько раз видел работающий эвакуатор...

В общем, если не считать отсутствия зимы и зимней «резины», все почти как у нас. Тем более что на улицах и в автомобилях часто, очень часто слышна русская речь!

Подпишитесь на «За рулем» в