Реальный джип
– Он думает, что едет на реальном внедорожнике. Но товарищ серьезно заблуждается. Это так… баловство. Серьезный джип создается и предназначен для преодоления препятствий, а не для асфальта. Чем труднее, тем лучше, – просвещает меня Максим Тихонов, снисходительно поглядывая на маячивший впереди Nissan Patrol. Меня он пригласил, чтобы показать «серьезный автомобиль для настоящих мужиков».
С помощью брата, тестя и друзей машину собрали за пару лет.
Сейчас в железном монстре с квадратной «мордой» с трудом угадываются очертания ГАЗ-69.
Заболел!
Впервые о Максиме и его четырехколесном детище мне рассказал председатель общественной организации «Автостарина» Александр Синицин. Уже много лет он пытается создать в Красноярске музей ретрокаров. Сам увлеченный автомобилями, ищет и находит таких же фанатов.
– Вам обязательно надо познакомиться с этими ребятами! Они собрали что-то потрясающее. Вы увидите и поймете, что это за чудо. В жизни такого не видел, – голос Синицина дрожит от возбуждения.
Сказано – сделано. Договорилась с Максимом, что он заедет за мной и мы отправимся смотреть его разрекламированный внедорожник. – Вам, может, неправильно все объяснили. У меня автомобиль не для гламурных поездок. Там все очень по-взрослому. Никакого комфорта: кузов, руль, ходовая. Но идет как надо.
Услышав мои заверения, что гламур меня не интересует, а отсутствие кожаных сидений и подушек безопасности не волнует, Максим успокоился. По дороге успел рассказать, как несколько лет назад заболел джиперством. Потом «заразил» двоюродного брата Анатолия, друзей. Тогда же у Максима и появилась мысль собрать автомобиль для таких «грязных» путешествий.
Теперь «больных джиперством» собрался уже своеобразный клуб. В отличие от всевозможных гонок джиперство не имеет соревновательного уклона. Здесь важно не набрать очки и показать лучшее время, а пройти там, где лишь на танке можно проползти.
– Чем грязнее, тем вкуснее, – говорит Тихонов. – Любимое время для нас – межсезонье, когда грязь, распутица. Хотя и зимой по переметам тоже хорошо. Любимое место – бездорожье, тайга, болота, колея поглубже. А соревноваться в таком деле неинтересно. И так вся жизнь сплошная гонка, когда же отдыхать?
По крохам
Сначала в какой-то деревне под забором он увидел «железо» от ГАЗ-69. Осмотрел внимательно и поразился тому, что на нем нет и следа ржавчины. Это было тем более удивительно, что, по словам хозяина этого металлолома, кузов пролежал под открытым небом больше десяти лет. Дальше Максима ждало еще одно открытие. По документам значилось, что автомобиль 1975 года выпуска. Но выпускать 69-е перестали за три года до этого. Начинающий джипер не стал ломать голову над разгадкой этого несоответствия, а взялся за восстановление. Первым делом советский «джип» надо было поставить хотя бы на колеса.
– Купил трамблер, карбюратор – отдал «пятерку». Хотел проверить, будет или нет тарахтеть. Установил. Оказалось – ничего, работает.
Но ездить на «стандарте» Максиму скоро наскучило. Захотелось собрать сверхвнедорожник. Начал повсюду искать информацию о таких машинах. Перелистал кучу специальных журналов, излазил все специальные сайты и форумы. Присматривался к автомобилям таких же, как он, фанатов. Образ будущего монстра начал проясняться.
Просто и надежно
– Ни одна иномарка тем маршрутом,которым мы ходим, не пройдет. Даже соваться туда не станет, – самоуверенно заявляет Максим.
Чтобы немного поддеть его, я с видом блондинки спрашиваю:
– Ну а как же Rang Rover – он ведь специально создавался для армии и бездорожья? Максим засмеялся:
– Да если он всем капотом провалится под воду, завязнет в болотце, у него же вся электроника откажет! Как его потом завести? Компьютерщика с собой возить?
У нас этой осенью случай был, когда мы на Дербинский залив ездили. Там до ближайшей деревни 80 км глухой тайги. Нас геологи встретили и очень удивились, что кроме них еще кто-то рискнул сюда забраться. После Жержула дороги уже нет. Вода по ветровое стекло. Конечно, сели на брюхо. Не один раз. Ничего – полчаса упражнений на солнце, контакты напильником зачистил и вперед! Зато Nissan, который с нами был (очень уж его владельцу захотелось), полдороги на тросе тащили. Благо остальные машины нормальные были, тянули.
После этого я поняла, что больше заводить разговор об иномарках не стоит.
Монстр
– Ну, вот любуйтесь на нашего малыша, – пригласил меня Тихонов. – Вчера его специально для осмотра почистил. Обычно он не такой шикарный.
Даже не обладая обширными познаниями в технике, можно понять, что это серьезный агрегат. Широченные «американские» колеса (на 350 мм). Большой дорожный просвет. Мощный бампер. Фары как у грузовика. На подножку пришлось запрыгивать. Изменив геометрию угла, Тихонов «подрастил» свой внедорожник на 60 мм.
– Тут стекло сбоку выбито. И сиденье одно я снял, не обращайте внимания, – предупредил Максим.
В салоне действительно все по-взрослому. Ничего лишнего.
Печка от «Жигулей», коробка от «Волги», раздатку Максим оставил родную, от 69-го. Зато руль с гидроусилителем. Это позволяет даже в сложнейшей ситуации выкручивать его с легкостью. Правда, как можно в такой машине ехать пассажиром, для меня так и осталось загадкой. Ведь держаться-то не за что. Когда внедорожник скачет по ухабам, вязнет в колее и ныряет в воду, пассажир, словно мячик, прыгает вверх-вниз и в стороны, стараясь схватиться хоть за что-то.
– Поэтому мы все ездим в касках и танкистских шлемах, чтобы головы не разбить, – и показывает фотографии, где вся компания джиперов, измазанных в грязи, как черти, красуется в самых невероятных головных уборах. А на капоте, демонстрируя крепость «железа», стоят, обнявшись, два здоровенных детины.
Не на прогулку
Настоящего джипера от пижона отличить легко. Мужики на маршрут одеваются солидно: телогрейки, ватные штаны, удобная обувь. В лес в джинсиках и кроссовочках лучше не соваться. Максим рассказывает об одной из последних поездок друзей на Черную сопку. Гора эта начинает Кузнецкое плато и находится совсем недалеко от города. Но хорошо покататься, проверить крепость движков, поутопать в снегу можно вполне, много переметов. В этом выезде приняли участие новички, одетые «по-городскому».
– Им было очень холодно. Даже выйти заменить колесо – проблема, руки закоченели. Там проводишь целый день на улице. Из кабины приходится то и дело выпрыгивать – то свою тачку вытаскивать, то другим помогать.
– В этом и есть весь прикол путешествия? Ехать, застревать, вытаскивать и опять вперед?
– Конечно!
Да, это занятие не для хлюпиков. В клуб постоянно приходят новые люди. Кто-то уходит, кто-то остается надолго. Постоянная проблема – как выбрать интересный, «вкусный» маршрут. Бывает и так, что, ткнув пальцем в карту, выбирают первый попавшийся.
Не о деньгах
Женщин в пробеги не берут. Возиться с ними некогда. Да и вряд ли кто из дам оценит такой отдых на пределе физических возможностей. Но все-таки я не удержалась от вопроса:
– А как ваши жены относятся к увлечению мужей?
Анатолий и Максим дружно замахали руками.
– Плохо! А если бы они еще знали, сколько стоит заточить машину, то… Страшно представить, что было бы.
Но никакие траты этих людей не отвлекут от джиперства. Тем более что в «заточке» своих «газиков» и «уазиков», как правило, они используют отечественные детали. И хотя обходится это в сотню-другую тысяч рублей, все-таки не деньги главная проблема.
– Катастрофически не хватает времени. Приходится урывать часы от бизнеса или от семьи. Летом, когда день длинный, у нас самая работа. Зимой ее меньше, но и темнеет рано. Опять долго не позанимаешься, – рассказывает Максим.
– Так, может, проще ее загнать в сервис?
Мужики смотрят на меня недоуменно, потом улыбаются.
– Я должен доверять машине. Знать, что каждыйузел я собрал сам, и быть уверенным, что он меня не подведет. Для себя же делаем. А в сервисе – это для дяди, – снисходительно объясняет мне оказавшийся рядом джипер Евгений.
И я понимаю, что между мужчиной и его автомобилем существует некая метафизическая связь, которую «безлошаднику» никогда не понять. Но это не мешает восхищаться такими людьми. Их увлеченностью и умелыми руками.