Ласточка

Ласточка

Машина вместо проекта

В 1956 году на Ульяновский автозавод приехал выпускник Московского автомеханического института Альберт Рахманов.

Темой его диплома было проектирование автобуса особо малой вместимости. «В те годы не было никаких печатных материалов не только по этой тематике, но и по дизайну автомобиля вообще. И здесь, на УАЗе, я впервые увидел то, над чем работал, в виде готовой машины, – вспоминает один из старейших инженеров-конструкторов Альберт Михайлович Рахманов, который приложил свой карандаш, знания и душу к созданию всех моделей автомобилей УАЗ. – В конструкторском бюро мне поручили работу над деталировкой и мелкими узлами. Главным тогда были сроки. Мы все делали быстро, но, к сожалению, с ошибками. Так, дверь у автомобиля открывалась против движения. А водитель и пассажир оказались совершенно зажаты двигателем. Мы пытались уйти в высоту, а главный конструктор кричал: «Опять задрали машину!» Много было споров из-за стекла. Военные требовали плоских стекол. Еле уговорили их на цилиндрические. Опускные стекла появились, лишь когда сделали нормальные двери…»

Лось, маяк и другие профили

Рахманов рисовал хорошо, но когда на конкурс Совнархоза была отправлена его работа по товарному знаку УАЗа, многие на заводе все равно удивились. Ведь этим проектом занималась специальная рабочая группа.

Из-под грифеля художника Петра Куликова, который тогда работал в конструкторском бюро кузовов, вышел первый знак – круг с крылышками. Середину предлагалось делать из оргстекла с буквами УАЗа красного, синего и золотистого цвета. Этот вариант оказался очень затратным и был отклонен.

К работе подключился и Анатолий Ковалев, мастер по художественной обработке металла, выпускник Мухинского училища. Много было сделано всяких эскизов: от головы лося, символизирующего высокую проходимость, до маяка и профиля Ильича, без которого в те годы не происходило ни одно большое свершение.

Но все это было «немножко не то».

Чайка оказалась ласточкой

«В своих эскизах я отталкивался от трех китов. Это стилизованная буква У, которая была на «буханке» в исполнении художника Арямова, трехлучевая мерседесовская звезда и отображение V-образного двигателя, который в то время широко применялся. Осталось только из этих вещей придумать свое, – вспоминает Альберт Михайлович. – На конкурс товарных знаков, объявленный Совнархозом, был представлен мой вариант: птичка, вписанная в круг. Многие называют ее чайкой, хотя я вижу в ней ласточку. Ведь у чайки должен быть излом крыльев; такой эскиз появился значительно позже, и мне он нравится больше. А тогда, в 1962 году, штампованный знак был признан победителем и с тех пор считается официальным знаком УАЗа. А вот как авторская разработка мой знак запатентован не был, поэтому на вопрос: «Являетесь ли вы автором знаменитой «чайки», отвечаю уклончиво: «И да и нет…»

Что общего между УАЗом и Opel

В 1981 году на завод пришло письмо из Мюнхена, в котором фирма Opel предъявила ульяновскому заводу претензии: дескать, ульяновская «чайка» похожа на немецкую эмблему, соответственно ее невозможно использовать на территории тех государств и стран, где зарегистрирована эмблема Opel.

Немецкий концерн признавал, что не может предъявить экономических санкций, но в то же время предлагал изменить товарный знак УАЗа. Причина была неожиданной – при авариях, когда знак деформируется, два опелевских луча могут сойтись в «ульяновскую птичку», а проезжающие мимо зеваки могут не разобраться, какой именно в аварии пострадал автомобиль. Ульяновские конструкторы ответили, что эти автомобили все-таки отличаются не только фирменным знаком: много есть различий у УАЗа и Opel. Хотя спецписьмо заставило специалистов заниматься разработкой других вариантов эмблемы. Так появилась настоящая чайка с изогнутыми крыльями, вписанная в пятиугольник – символ того, что Волга впадает в пять морей.

Подпишитесь на «За рулем» в