Планов громадье

Планов громадье

По заказу Смольного и его новой структуры – комиссии по организации дорожного движения, которую возглавляет вице-губернатор Александр Полукеев, – научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) разработал и презентовал Программу развития улично-дорожной сети (УДС) до 2015 года.

Гладко было на бумаге...

Генеральный директор НИПИ ТРТИ Александр Солодкий сообщил, что для кардинального улучшения дорожной обстановки в Петербурге за восемь лет необходимо построить 77 путепроводов и транспортных развязок, 17 новых мостов, в том числе четыре через Большую Неву на территории центральных районов города. Это не считая мелочовки – 35 надземных и подземных пешеходных переходов, подземных парковок под Марсовым полем и Манежной площадью и других объектов транспортной инфраструктуры.

Дорожная концепция поражает не только своим финансовым размахом – навскидку она потребует свыше 150 миллиардов рублей. Но даже такие значительные траты городской казны не главное препятствие для реализации программы. Антипробочная программа порождает скепсис своей запредельной глобальностью. С 1851 года, например, через Большую Неву перекинуто только шесть разводных мостов, последний из которых – мост Александра Невского – был сдан в эксплуатацию 40 лет назад. (Новые вантовые переправы на КАД не в счет – они служат в основном для транзитных потоков, находятся на периферии и на плотность транспортных потоков в Адмиралтейском или Центральном районах не влияют.)

А тут за восемь лет мостовики собираются построить сразу семнадцать. Правда, гендиректор НИПИ ТРТИ Александр Солодкий доложил Александру Полукееву, что строительство первого за долгие годы разводного моста в створе острова Серный может начаться еще до конца 2007 года. Но, судя по длительности подготовительного периода и проектирования только одной переправы, дай бог к 2015 году построить хотя бы пару новых разводных мостов.

Дорожная концепция подробно не отработана, в деталях путаются даже руководители города. Например, чиновники Смольного второй год обещают построить подземную парковку под одним из символов Петербурга – Марсовым полем.

Сначала эту идею продвигал председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов, теперь – вице-губернатор Александр Полукеев. Правда, через несколько дней после заседания дорожной комиссии он заявил: «Меня неправильно поняли».

Тем не менее руководитель дорожно-транспортного блока Смольного пообещал, что в историческом центре через восемь лет будет сооружено не менее 100 подземных парковок. Дело это для города новое: в решении больной парковочной проблемы Петербург под землю еще не уходил. На землю, кстати, тоже – квадратные метры четырех центральных районов (Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального) слишком дороги для инвесторов, чтобы обустраивать там платные стоянки. Ведь рентабельность таких мест «отстоя» автотранспорта может обеспечить только суточная такса, сопоставимая с расценками принудительной эвакуации.

Специалисты НИПИ ТРТИ считают, что для ликвидации заторов к 2015 году необходимо возвести 77 новых путепроводов и многоуровневых развязок. Но это также похоже на фантастику – в городе сегодня функционируют не более 20 таких объектов.

Правда, Институт территориального развития и транспортной инфрастуктуры писал концепцию, ориентируясь не на возможности городского бюджета и дорожных строителей, а исходя из накопившихся дорожных проблем.

Ахиллесова пята

На тысячу петербуржцев, включая детей, сегодня приходится 250 транспортных средств, а к 2015 году эта цифра может возрасти до 350 автомобилей – как в Лондоне. Но еще семь лет назад на дорогах британской столицы было хуже: 400 авто на тысячу жителей, и в 2002 году лордмэр пошел на крайне непопулярную меру – взимание платы за въезд в Сити.

В концепции, представленной НИПИ ТРТИ, о мерах вроде платного въезда в центр Петербурга говорится вскользь, больше – о строительстве принципиально новых объектов УДС. Особую надежду теоретики возлагают на строительство Западного скоростного диаметра, магистралей непрерывного движения и разноуровневых развязок не только над землей, но и под ней.

Отдельная статья – подводная дорога: Орловский тоннельпод Невой, проект которого утвердит в 2009 году победитель концессионного конкурса. Ахиллесовой пятой проекта является выход из тоннеля на правом берегу Невы, который вот уже полтора года является предметом спора специалистов и политиков.

До 2015 года город собирается ввести в эксплуатацию такие стратегические объекты, как новая развязка между районами, в частности между Фрунзенским и Невским в створе проспекта Александровской фермы. Между прочим, пуск этого сооружения фигурировал в планах КБДХ на 2007 год, но затем был исключен из адресной программы.

К сожалению, дополнительные и очень плотные пробки создают шлагбаумы, расположенные на десятках переездов внутри города. Может быть, в ближайшие год-два повезет автомобилистам, живущим в Коломягах, спальных районах у станции метро «Пионерская», у бывшего Комендантского аэродрома и озера Долгое. Дороги в этом городском ареале, где живут 300 тысяч человек, хорошие и даже просторные. Но езда с ветерком заканчивается на Коломяжском проспекте, на подступах к железнодорожному переезду, перерезающему проезжую часть у станции «Новая деревня».

Шлагбаум там (и у соседней «Старой деревни» тоже) закрыт почти всегда, хотя электрички ходят с интервалом раз в час. В Программе развития улично-дорожной сети до 2015 года строительство путепровода над рельсами намечено на 2008–2009 годы.

Подпишитесь на «За рулем» в