Бал шинных королей
Сравнительные тесты шин – фирменное блюдо серьезных автомобильных изданий. Каждое рейтинговое очко дорогого стоит – борьба за покупателя между производителями покрышек нешуточная. Поэтому не обходится и без извечного вопроса: а судьи кто?
Идея пригласить шинников со всего мира на полигон НТЦ ВАЗа, где мы испытываем покрышки, многим казалась неосуществимой. Виданное ли дело – собрать вместе конкурентов, ведущих непримиримую борьбу за сферы влияния! Да и когда это было, чтобы не шинники созывали журналистов, а наоборот? Но пророчества пессимистов не сбылись. На презентацию зимних тестов «За рулем» приехали все шинные компании, активно работающие на отечественном рынке. Гостей встречали сотрудники АвтоВАЗа – начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей (УДИДА), директор полигона, начальник отдела специспытаний автомобилей, начальник бюро испытаний шин, а также первые лица дилерского центра «Фольксваген-Ауди» и «Волгашинторга». Ну и, конечно, команда «зарулевцев»: испытатели, прибористы, корреспонденты.
Программа была насыщенной: экскурсия по полигону, рассказ о методике испытаний с демонстрацией каждого этапа, показательные соревнования спортсменов на большой синхронной трассе и, наконец, гонка для приглашенных на спортивных VAZ 2112. Наиболее интересные моменты встречи – в нашем фоторепортаже.
Заезды на тестовых автомобилях ЗР – «Гольфе V» и «Калине» по скоростному 10-километровому кольцу. Профиль закруглений определяет нейтральную скорость (при которой от водителя не требуется коррекции траектории) в 200 км/ч. Качество покрытия соответствует мировым стандартам. От воздействия влаги и перепадов температур основание дороги защищено подушкой из полистирола.
Кроме оценки качества шин аппаратурой, ЗР проводит экспертную оценку на специально подготовленной трассе: с плавными и крутыми поворотами, виражами, подъемами и спусками, на заснеженном и ледяном покрытии.
Предмет разговора вполне осязаем. Даже при минусовой температуре покрышки ощутимо нагрелись. А специалисты из «Турванасты» сразу разглядели, что в некоторых шинах посадка однофланцевых шипов уже заметно ослабла.
Встреча на Волге: «Бриджстоун» (Мацумото Казими и Хагивара Мотоси) и «Пирелли» (Йорг Кумпф и Алексей Кожухов). До этой поездки большинство гостей не были знакомы друг с другом. Расставались конкуренты хорошими друзьями.
Разгон, торможение и «переставка» на льду. Скорость в каждом упражнении фиксируется измерительным комплексом «Датрон». Каждый представитель высокого собрания участвовал во всех видах испытаний. Профессионалы шинного дела убедились в высоком уровне тестов ЗР, полностью отвечающих современным требованиям и нормам, принятым в автомобильном мире.
Оценка боковых сцепных свойств шин на ледяном круге диаметром 100 м. В первом упражнении оценивается максимальная скорость, при которой автомобиль еще можно удержать на круге, во втором – время прохождения круга в скольжении с полностью вывернутыми колесами. Тест-пилоты шинных компаний отметили схожесть испытаний ЗР с внутризаводскими тестами.
Технику прохождения большой синхронной трассы, на которой ЗР проводит специальные тесты, демонстрируют мастера спорта Александр Никоненко и Алексей Нуждин. Гости по очереди занимали место штурмана. Машины идут в боевом режиме: скорость на коротких прямых переваливает за сотню. На следующий день на таких же боевых «двенадцатых» ездили гости.
В передвижном шиномонтажном пункте, помимо подкатных домкратов, есть генератор для электрогайковертов, компрессор и прожекторы для работы ночью. За время скоростных испытаний на пит-стопе сменили несколько комплектов колес.
Наибольший интерес у наших партнеров вызывало поведение на ледяных и заснеженных трассах новинки ВАЗа – «Калины».
Судейская коллегия: АМТЕЛ, «Бриджстоун», «Гудьир», «Континенталь», «Мишлен», МШЗ, «Нижнекамскшина», «Нокиан», «Пирелли», «Сибур», «Турванаста».
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ