Пятнадцать летних дюймов
Зима позади, пора присматривать летние шины. Поклонники тринадцатидюймовых смогли ознакомиться с новинками рынка в ЗР, 2004, № 3, сегодня черед размерности побольше – 195/65R15.
Многие производители выпускают одну модель шины, но с разными индексами скорости. Наиболее распространенные из них в описываемой здесь размерности – «Т» (190 км/ч), «Н» (210 км/ч) и «V» (240 км/ч). Интересно, насколько стабильны те или иные качества шин в зависимости от их скоростных возможностей?
Итак, у нас две медлительные модели – «Гиславед» из Чехии и «Бриджстоун» из Страны восходящего солнца, три средней скорости – немецкие «Данлоп», «Унироял» и японский «Фалкен» и три скорохода – французский «Клебер», финские «Нокиан» и итальянские «Пирелли».
Рисунки протектора – симметричный, направленный и самый современный, асимметричный (одна половинка протектора для сухого асфальта, другая – для мокрого). Главный испытатель – автомобиль «Фольксваген Бора».
Схема традиционная – обкатка шин пробегом 500 км и только потом проведение замеров и оценок в наработанных упражнениях. Отметим, что при замерах тормозного пути работала ABS, ведь большинство иномарок оснащены ею в стандартной комплектации.
Уже в ходе испытаний потребовалось внести в методику коррективы. Скорости 120 км/ч, при которой мы обычно оценивали курсовую устойчивость автомобиля на 13-дюймовых покрышках, для 15-дюймовых оказалось недостаточно – все шины показали себя одинаково хорошо. Разница почувствовалась лишь после 160 км/ч. Обращаем на это внимание читателей, которые захотят использовать результаты нашего теста при подборе шин для менее скоростных автомобилей – им на замечания относительно курсовой устойчивости можно не обращать внимания.
При подсчете баллов, как мы и предполагали, впереди оказались шины с индексом «V», то есть самые быстроходные. За ними, как и положено, следуют «Н». Замыкающие – «Т», за исключением «Бриджстоуна». «Японец» оставил позади не только все семейство «Н», но и относительно высокоскоростной «Клебер». Согласитесь, результат достоин уважения!
Среди рисунков протектора лидируют современные, асимметричные.
Еще раз обращаем ваше внимание на оценку полученных результатов в баллах. Занятые шинами места и, соответственно, соотношение цена/качество справедливы лишь для данной системы их начисления. А она просто не может быть универсально-справедливой. Поэтому, выбирая шины, правильнее ориентироваться на абсолютные показатели – секунды, метры, километры в час, рубли и, если нужно, вводить свои коэффициенты значимости. Вполне возможно, у кого-то после собственной расстановки баллов пьедестал займут другие кандидаты.
Вместе с автором испытания шин проводили Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН и Антон МИШИН.
Gislaved Speed 616
Производитель – Чехия
Максимальная скорость 190 км/ч (индекс «Т»)
Глубина рисунка протектора 7,5 мм
Масса шины 8,3 кг
Цена в Москве 3500 руб.
Соотношение цена/качество 27,34
Сцепные свойства этих, самых легких покрышек на сухом асфальте довольно скромные. Вряд ли это объяснимо невысоким скоростным индексом, но закономерность прослеживается. В предельных поворотах «Гиславед» требует мягкой и аккуратной работы рулем. Излишняя резкость приводит либо к сносу, либо к заносу. Отметим высокую стабильность сцепных свойств шин на сухом и мокром покрытии. Это касается также управляемости автомобиля.
В нашей коллекции эти «Гиславеды» самые прожорливые и к тому же самые жесткие. Подойдут для неспешной езды. Если не гонять – неплохие, стабильные во всех отношениях шины.
Неплохо тормозят на мокром асфальте. Хорошая курсовая устойчивость на высоких скоростях.
Низкие сцепные свойства на сухом асфальте. Высокое сопротивление качению и расход топлива. Очень жесткая шина.
Falken Ziex ZE 326
Производитель – Япония
Максимальная скорость 210 км/ч (индекс «Н»)
Глубина рисунка протектора 7,5 мм
Масса шины 9,1 кг
Цена в Москве 1950 руб.
Соотношение цена/качество 9,90
Отличные тормозные качества на сухом асфальте. Неплохи и поперечные сцепные свойства, однако в поворотах «Фалкен» загодя начинает повизгивать. Если добраться до скольжений, то управлять «Борой» можно только опережающими действиями.
На мокрой дороге сцепные свойства «растворяются», а поведение автомобиля в быстрых поворотах размазывается еще сильнее.
Скоростью увлекаться не стоит – при 160 км/ч появляется рыскание. Преимущества «Фалкена» – низкий шум и высокая топливная экономичность. На сухом покрытии эти шины великолепны, на мокром же требуют внимания и аккуратности.
Очень хорошее торможение на сухом асфальте, высокая топливная экономичность, низкий уровень шума.
Низкие сцепные свойства на мокром покрытии, неважные управляемость и курсовая устойчивость на высоких скоростях.
Dunlop SP Sport-01
Производитель – Германия
Максимальная скорость – 210 км/ч (индекс «Н»)
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 8,8 кг
Особенности – асимметричный рисунок протектора
Цена в Москве – 2800 руб.
Соотношение цена/качество – 13,59
Стабильностью поведения ннапоминают «Гиславед», хотя сцепные свойства «немца» чуть выше.
Несколько лучше и управляемость – «Бора» на этих шинах допускает более резкие действия рулем, адекватно реагируя на них. На мокром асфальте «Данлоп» своими реакциями напоминает «Гиславед»: чем кончится борьба со скоростью в повороте, сносом или заносом, зависит от темпа руления.
Комфортабельность, увы, противоречива: отличная плавность хода, но очень сильный шум. Особенность – высокая стабильность сцепных свойств на любом покрытии, сухом или мокром.
Очень хорошее торможение на сухом асфальте, отличная плавность хода.
Невысокие поперечные сцепные свойства на мокром асфальте, повышенный расход топлива на больших скоростях, высокий уровень шума.
Uniroyal Rallye 540
Производитель – Германия
Максимальная скорость – 210 км/ч (индекс «Н»)
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 8,6 кг
Особенности – направленный рисунок протектора
Цена в Москве – 3000 руб.
Соотношение цена/качество – 13,16
«Мокрый» рисунок к сухому асфальту явно не расположен – «Бора» на них рано начинает скользить. По сцепным свойствам и стабильности на сухом–мокром покрытии близки к «Гиславеду» и «Данлопу». В быстрых поворотах напоминают «Фалкен», но, в отличие от «японца», честно подсказывают водителю о начале скольжения. На этих шинах сначала возникает снос передка, дальнейшее же увеличение скорости приводит к активному заносу.
На мокром покрытии поведение аналогичное: мягкий снос переходит в выраженный занос.
Еще раз подчеркнем: при невысоких поперечных сцепных свойствах и замечаниях к управляемости – стабильное поведение на любом покрытии.
Невысокое сопротивление качению и небольшие расходы топлива, низкий уровень шума.
Низкие поперечные сцепные свойства на сухом асфальте.
Kleber Dynaker HP
Производитель – Франция
Максимальная скорость – 240 км/ч (индекс «V»)
Глубина рисунка протектора – 8,0 мм
Масса шины – 9,1 кг
Цена в Москве – 3750 руб.
Соотношение цена/качество – 15,43
Характерная особенность этих высокоскоростных шин – отличная цепкость на сухом асфальте и отменная управляемость. «Бора» на них замечательно держится за дорогу. Даже в предельных поворотах, когда передние колеса уже ползут наружу, автомобиль послушно докручивается. И при этом – никакого намека на занос! На мокрой дороге все очень похоже, лишь скорость поменьше и поведение автомобиля менее четкое. Итак, «Клебер» дает максимум удовольствия от управления автомобилем на извилистой дороге.
Увы, этим достоинства исчерпываются. Тормозят посуху плохонько, курсовая устойчивость на высоких скоростях оставляет желать лучшего, как и уровень комфорта, и топливная экономичность.
Отменная управляемость на сухом асфальте, высокие поперечные сцепные свойства в сочетании с уводными характеристиками.
Низкие тормозные свойства на сухом асфальте, значительный расход топлива, особенно на высоких скоростях.
Bridgestone B650AQ
Производитель – Япония
Максимальная скорость – 190 км/ч (индекс «Т»)
Глубина рисунка протектора – 7,5 мм
Масса шины – 9,6 кг
Цена в Москве– 2500 руб.
Соотношение цена/качество – 8,80
«Японец» со скоростным индексом «Т» просто ворвался на подиум, оттеснив высокоскоростной «Клебер». Это стало возможным благодаря отличным боковым сцепным свойствам на любом покрытии. Управляемость автомобиля на «Бриджстоуне» не вызывает нареканий, но не приносит такого удовольствия, которое дают «Клебер» и «Пирелли».
Торможение на сухом покрытии слабовато. Зато величина тормозного пути практически не меняется при переходе с сухой дороги на мокрую. Заметим, все это при обычном рисунке протектора – без направленности и асимметрии! Еще две сильные позиции этих шин – низкий уровень шума и выдающаяся курсовая устойчивость на любой скорости.
А вот расход топлива рекордно низким не назовешь. По «бриджстоуновским» меркам это шаг назад – ведь его модели традиционно слывут экономичными.
Высокие боковые сцепные свойства, отличная курсовая устойчивость, низкий уровень шума.
Низкие тормозные свойства на сухом асфальте.
Nokian NRVi
Производитель – Финляндия
Максимальная скорость – 240 км/ч (индекс «V»)
Глубина рисунка протектора – 8,2 мм
Масса шины – 8,8 кг
Особенности – асимметричный рисунок протектора
Цена в Москве – 3800 руб.
Соотношение цена/качество – 13,29
У этих покрышек самые лучшие тормозные качества – независимо от того, на сухом или мокром покрытии они останавливают автомобиль. Но для первого места этого оказалось недостаточно. «Нокиан» чуть уступила ближайшим соперникам в скорости при выполнении «переставки» и в управляемости – из-за легкого, но, тем не менее, возникающего заноса.
А вот посредственная курсовая устойчивость на высоких скоростях – слабость для шин, допускающих «максималку» 240 км/ч. Самое низкое сопротивление качению, а отсюда неплохая экономичность.
«Нокиан» – ровная по большинству показателей шина. Обращаем внимание любителей быстрой езды на ее способность останавливаться раньше всех.
Лучшее торможение на любом покрытии, низкое сопротивление качению при небольших скоростях.
Невысокая курсовая устойчивость.
Pirelli P7
Производитель – Италия
Максимальная скорость – 240 км/ч (индекс «V»)
Глубина рисунка протектора – 8,0 мм
Масса шины – 9,2 кг
Особенности – асимметричный рисунок протектора
Цена в Москве – 3750 руб.
Соотношение цена/качество – 11,90
«Пирелли» – пример хорошо сбалансированной шины. Железная курсовая устойчивость на любой скорости, отличная боковая цепкость и замечательная управляемость на любой дороге. И это еще не все – в активе «Пи 7» и хорошая плавность хода, и приличная топливная экономичность.
Единственная, но глубокая морщинка на спортивном челе этой шины – посредственные тормозные свойства, в первую очередь на сухом асфальте. Если «Пирелли» сумеет от этого избавиться, «Пи 7» не страшны конкуренты. Но даже в нынешнем состоянии эти шины обеспечивают автомобилю надежный контакт с дорогой при любых условиях и скоростях, хорошую экономичность и плавность хода.
Отличная управляемость, особенно на мокром асфальте, отменная курсовая устойчивость, высокая плавность хода.
То рможение на сухом покрытии могло быть лучше. ФОТО АВТОРА