Охота на лесника
А как же Mitsubishi Outlander первого поколения?! – возмутятся граждане из клана Mitsubishi. А никак. Старенький он, и версия Turbo из ассортимента исчезла, а тут речь идет о спортивно-развлекательной машине с наддувным двигателем. В общем, старый Outlander для этой компании слабоват.
SEAT Altea Freetrack продается в России с одним-единственным силовым агрегатом, состоящим из бензинового 2-литрового двигателя TFSI мощностью 200 л.с. и 6-ступенчатой механической коробки передач. Соответственно, любители семейных пикников и неспешных прогулок по Золотому кольцу России могут смело перелистывать две ближайшие страницы. Freetrack, несмотря на вместительный 5-местный кузов, автомобиль эгоцентричный, сотканный вокруг водителя и для водителя. Это подчеркивают и дизайн панели приборов (эдакий полукруг, описанный вокруг водителя), и форма передних спортивных кресел – лучших из тех, что я видел в автомобилях компакт-класса.
Эгоцентризм, впрочем, не отменяет практичности и универсальности, за которые наши граждане так полюбили Subaru Forester. Он, дескать, не только радует отменной динамикой и управляемостью, но и хорошо приспособлен для езды по плохим дорогам, а также позволяет перевезти объемный багаж и громоздкий спортинвентарь. Все это справедливо и для SEAT Altea Freetrack. Высокий однообъемный кузов с рейлингами на крыше и багажник минимальной емкостью 409 VDA-литров удовлетворят все мыслимые транспортные потребности спортсмена-индивидуала, а дорожный просвет 185 мм и защитный пластиковый обвес по периметру кузова вселяют уверенность при перемещении по грунтовым дорогам, усеянным мелкими вредоносными камешками. Если обилие пластика во внешней отделке кузова не очень радует ваш глаз, то советуем выбрать машину, окрашенную в какойнибудь темный цвет (как тестовый экземпляр), чтобы пластик не сильно выделялся.
VW поделился по-родственному
Шасси VW Golf V, на котором построен Freetrack, многие считают эталонным с точки зрения управляемости и плавности хода. Управляемость действительно великолепная: автомобиль с безупречной точностью выполняет команды водителя, демонстрируя удивительную собранность и предсказуемость. Тем не менее в базовую комплектацию Freetrack входит система динамической стабилизации управляемости,готовая подстраховать неопытного водителя в сложной ситуации. Рулевое управление легкое на малой скорости и утяжеленное на больших, но всегда информативное – в умении настраивать шасси инженерам VW практически нет равных. Плавность хода хороша только на небольших неровностях: по шершавому асфальту SEAT летит, словно на воздушной подушке, а крупные выбоины и стыки проходит довольно жестко, что для автомобиля с ярко выраженным спортивным характером вполне нормально.
Тормоза заслуживают только хороших слов: одного взгляда достаточно, чтобы понять, сколь ответственно разработчики позаботились об активной безопасности автомобиля – тормозные диски занимают практически все свободное пространство внутри 17-дюймовых колесных дисков, демонстрируя запас выносливости и готовность к штурму горных серпантинов. Усилие на тормозной педали невелико, но информативность почти эталонная, чего, увы, нельзя сказать о педали сцепления.
Главное, не останавливаться
Чтобы научиться плавно трогаться с места на этом автомобиле, мне понадобилось два дня. Моим более талантливым коллегам тоже не удалось быстро освоиться со сцеплением, и они регулярно глохли на светофорах, вызывая раздражение у тех, кто находился сзади. Старт в горку на Altea Freetrack и вовсе требует от водителя стальных нервов и недюжинной сноровки – уж больно неинформативный у сцепления привод, и очень сложно понять, в какой момент оно схватывает. Усугубляет ситуацию специфический характер наддувного двигателя, испытывающего дефицит крутящего момента до 1500 об/мин. Тем не менее привыкнуть к сцеплению можно, и на третий день я уже не испытывал ни проблем, ни неудобства – просто требуется время, чтобы выработать нужный навык (к слову, два круга в часы пик по Садовому кольцу гарантированно решают эту проблему).
В движении работа со сцеплением не доставляет хлопот, напротив, смена передач получается какой-то на удивление мягкой и плавной, словно машина оснащена «автоматом». Плавность переключений никак не противоречит динамике разгона: просто видно, что машину разрабатывали люди, для которых быстрая езда – это не суицидальное дерганье и демонстративная суета на дороге, а максимально плавное движение без лишних рывков.
Экономия и скорость
Плавность вообще одна из главных добродетелей Altea Freetrack, просто многие люди по своей наивности не ассоциируют ее с динамикой и спортивностью. Наддувный двигатель TFSI, например, имеет ровную внешнюю скоростную характеристику, поэтому водителю легко управлять им, не боясь неожиданных провалов и всплесков. Муфта Haldex, которая по мере пробуксовки передних колес подает часть крутящего момента на задние, тоже работает очень плавно – вы практически не чувствуете, как и когда происходит перераспределение момента между осями, и можете полностью сконцентрироваться на управлении автомобилем. Муфты других конструкций, которые мы часто встречаем на недорогих кроссоверах, работают грубо, как будто у них всего два положения – «вкл» и «выкл», и с каждым срабатыванием такой муфты у автомобиля резко меняется управляемость.
Раллийные адепты наверняка скажут, что любая муфта – это вообще-то фуфло и по-настоящему быстрая езда на полноприводном автомобиле возможна только с межосевым дифференциалом, причем желательно самоблокирующимся. Они, конечно, правы, но не забывайте, что Altea Freetrack (как, впрочем, и Subaru Forester) – это все-таки не ралли-кар, а гражданская машина на каждый день, просто очень быстрая. Постоянный полный привод, наверно, сделал бы ее еще быстрее, но за это пришлось бы расплачиваться более высоким расходом топлива. А так Freetrack получился очень экономичным: даже по самым грубым расчетам расход топлива в городском режиме не превышал 12 л на 100 км.
Мультимедийная слабость
Единственную и довольно щедрую комплектацию, в которой Altea Freetrack поставляется на российский рынок, можно дополнить разнообразным оборудованием из списка опций. В частности, за 75 000 рублей есть возможность заказать фирменную систему навигации, такую же, как на тестовом автомобиле. В довесок вы получите большой цветной монитор на центральной консоли, окруженный батареей кнопок, заведующих мультимедийными ресурсами машины. Алгоритм управления ими напоминает логические игры-шарады для умников. Например, настроить нужную радиостанцию в этом автомобиле не удалось ни одному сотруднику редакции, хотя среди них были люди с высшим техническим образованием, знающие два иностранных языка. В общем, если удобство управления аудиосистемой для вас важнее спутникового поводыря, то от этой дорогостоящей опции лучше отказаться – базовая аудиосистема гораздо проще в освоении.
Выбор есть
За щедро оснащенную полноприводную машину с задорным 200-сильным двигателем просят миллион рублей. Subaru Forester с 2,5-литровым мотором стоит столько же, так что обвинять дилеров SEAT в жадности нет никаких оснований. Главным камнем преткновения на пути модели Freetrack к успеху может стать лишь консерватизм российских покупателей, довольно прохладно относящихся к однообъемным машинам вообще и компактвэнам в частности. Впрочем, в той узкой нише, которую заняли Forester и Altea Freetrack, покупателям не до капризов – спасибо, что вообще появился хоть какой-то выбор.