Школа ледового балета

Школа ледового балета

В уик-энд 9–10 февраля группа АВТОВАЗ, спортивная команда LADA Sport и компания ESSO решили презентовать журналистам активный отдых в виде ледовой дуэли на спортивных автомобилях Lada Kalina. Дуэлянтам предстояло скрестить шпаги (или колеса) на льду озера Дербовеж, расположенного в Тверской области на территории базы отдыха «Дербовеж».

Почти 400 изматывающих километров дороги были с лихвой возмещены уютом комфортабельного жилья для участников, а главное, самим автопоединком…

Три бойца

Субботним утром нас поджидали три раллийных N-групповых автомобиля, переделанных из кольцевых (класс «Кубок Kalina»). Впрочем, одна из них, оборудованная «люстрой», была отдана на откуп фотографам и в состязании не участвовала. Боевые экземпляры отличались друг от друга разве что расцветкой. Остановимся на основных характеристиках.

На Lada Kalina Rally установлен 16-клапанный мотор объемом 1,4 л. Конструктивные изменения минимальны. Самое существенное – это доработанная головка блока цилиндров с использованием «горбатого» распределительного вала (подъем кулачков увеличен с 7,6 до 9,8). Система впуска осталась стандартной; на выпуске установлен «паук» 4-2-1 с прямоточной трубой диаметром 51 мм. Все это позволило конструкторам снять с двигателя 112 л.с. при 6800 об/мин.

Куда более серьезную трансформацию претерпела трансмиссия и ходовая часть. Дифференциал с дисковой блокировкой, главная пара 4,5 вместо стандартной 3,9 и 7-й укороченный ряд КП ощутимо повлияли на динамику. Также стоит упомянуть усиленные приводы заводской разработки. А вот сцепление трогать не стали, оно на раллийной Kalina стандартное. Электроусилитель руля, на удивление, оказался вполне внятным и предсказуемым. Приятный сюрприз.

На наших, скажем так, опытных экземплярах были установлены однотрубные амортизаторы Plaza. Однако на подлинно боевой технике стойки куда значимее: Ohlins, не более и не менее! Впрочем, всегда есть выбор. Нет денег на «олинзы»? Езжай на «плазе»! Тормозная система в целом стандартная: впереди диски, сзади барабаны. Добавлен только внутрисалонный регулятор тормозных сил.

И главное, что отличает спортивную Kalina от гражданской, – каркас безопасности. Здесь он по последнему слову раллийного законодательства: из стали 30 ХГСА, установлен согласно требованиям FIA. Ну и на сладкое, то, что большинство из участников дуэли еще в жизни не пробовали, – шип 4,5 мм. Поверьте, он внушал доверие с первого взгляда. Создавалось впечатление, что на этом «еже» сорвать машину в снос или занос просто невозможно!.. Практика, впрочем, показала иное.

Итак, перед нами Lada Kalina Rally 1.4 как она есть.

Все гениальное просто…

Прямо скажем, погода подвела. Ясное утро с легким плюсом радовало редких отдыхающих, однако для ледового побоища куда уместнее был бы морозец. В итоге еще перед стартом поверхность озера Дербовеж покрылась водянистой кашей, в которой ноги утопали по щиколотку. Тем не менее ко времени начала тестовых заездов добрая половина участников уже месила ногами кашицу льда, разглядывая два подготовленных участка. Первый – короткий овал, напоминающий ипподром; второй – относительно длинный скоростной доп.

Когда к месту старта, урча прямотоком, подъехала машина с водителем в экипировке тольяттинских гонщиков, формат тренировочных заездов еще не был определен. Пользуясь вынужденной паузой, прошу его прокатить по длинному тестовому участку. «Садись, без проблем» – и пилот команды «Лада Спорт Рейсинг» кольцевик Сергей Нуждин увозит меня по расчищенной трактором заковыристой трассе.

Честно сказать, смотрел я больше не на дорогу и пролетающие мимо сугробы, а на руки и ноги гонщика. Все движения минимизированы. Легкий поворот руля в сторону поворота чуть раньше его начала, машина, практически не теряя хода, проскальзывает дугу, распрямляется на выходе и с ревом уходит на прямой отрезок. Так, с руками пилота все понятно. Пытаюсь контролировать ноги, но и там все до безобразия просто: никаких подтормаживаний левой ногой. Быстрый полувыжим сцепления при переключении передач и незаметная моему глазу работа газом. На финише второго круга формируется устойчивое впечатление, что пилотирование раллийной Kalina на боевом шипе – дело элементарное и любому пионеру посильное. Но я стараюсь гнать от себя это впечатление, занимая место за рулем болида. Прошу Сергея подсказать те или иные ошибки, «если они будут, конечно!» – и он садится справа.

Покой нам только снится!

…Первая передача, выезд на малый овал, разгон, вторая… На прямой машина устойчива и послушна, будто бы под колесами не ледяная каша, а укатанный грунт. Однако вход в первый поворот сразу смешивает карты: «морда» не слушается моей эксцентричной рулежки и упорно пытается уехать по прямой. С грехом пополам я с ней справляюсь. Так, собственно, все три «ипподромных» круга. Дальше – больше: на закрученном допе борьба с поворотами достигает своего апогея! Вторая передача, газ в пол, поздний вход, доруливаю в повороте, выравниваю, снова пытаюсь поймать рулем траекторию и снова вылавливаю автомобиль… Рискну предположить, что за время тестового заезда я потерял килограмма полтора весу. Остановившись после финишного створа и смахнув пот со шлема, задаю Сергею идиотский вопрос: «Ну как?» «Я ничего не понял, – честно отвечает Нуждин. – Что ты там сейчас изображал?..»

Ликбез

В уютной теплой беседке на берегу озера Сергей Нуждин преподал курс молодого бойца. Первое и основное заключается в том, что лед не терпит резких движений. На скользком покрытии автомобиль управляется правой педалью. Выставляешь сбросом газа машину чуть боком на входе – и она тормозит. Плавно добавил оборотов – и она устремляется в поворот. Чувствуешь, что переборщил с разгоном, вновь чуть отпусти педаль. Шип 4,5 мм позволяет контролировать переднеприводный автомобиль таким образом даже на высоких скоростях. Активная работа рулем не только не нужна, но и вредна. Тогда езда превращается в ловлю авто, пилот борется со скоростью, а не за скорость.

Постигнув такие, казалось бы, несложные истины, вместе с другими участниками отправляюсь «рисовать» зачетные круги.

Понимание приходит с опытом

По регламенту соревнования 20 участникам предстояло совершить финальный заезд по длинному допу. В зачет шло суммарное время двух кругов. Восьмерка лучших попадала в суперфинал, который планировалось провести на «ипподроме». Из двух предложенных драйверских Kalina ярко-красная «Хохлома» выглядела наиболее эффектно. Однако выбирать не приходилось: машины доставались пилотам согласно жеребьевке: какая подошла к твоей очереди, на той и поехал. Спустя три заезда стало ясно, что за импозантной внешностью «Хохломы» скрывается неприятный сюрприз. После проезда по лужам, кои на трассе изобиловали, салон заливала вода и машина неумолимо

потела. Да так, что стекла становились буквально матовыми и разглядеть сквозь них что-либо было просто невозможно. Попробуйте представить себя затянутым 4-точечными ремнями в спортивном «ковше», когда дотянуться до ветрового стекла можно лишь ногтем среднего пальца руки, и вы поймете, каково было дуэлянтам на красной Kalina! Справедливости ради отмечу: коллеги-соперники, кому пришлось ощутить все прелести «Хохломы», не стушевались, показав высокое мастерство и время.

Мне повезло: менее впечатляющая синяя Kalina капризами не отличалась. Памятуя о советах Нуждина, отправляюсь в бой десятым… и это был уже совершенно иной драйв! Да, конечно, приходилось постоянно одергивать себя, чтобы не повторять привычных ошибок, и рассчитывать на достойный результат было сложно. Но все это легко уложилось на алтарь ощущения, что наконец-то не машина управляет тобой, а ты машиной. Сама Kalina видоизменилась: теперь это был не яростный мустанг-иноходец, а породистый объезженный рысак. Самый же большой сюрприз ждал меня на финише – четвертое время!.. Увы, если не считать 10-секундной пенализации за фальстарт. Как говорится, перегорел. О суперфинале пришлось забыть.

Водяное перемирие

Сразу после завершения первого финала возникла идея уравнять шансы, поменявшись машинами и проведя повторный заезд. Ведь «Хохлома» подкидывала пилотам дополнительные трудности, помните? Результаты же договорились считать по сумме двух попыток. К сожалению, ни повторному финалу, ни суперфиналу не суждено было состояться. Ледяной панцирь озера, и так подогретого, окончательно расколол азартный жар участников. Образовавшиеся трещины сделали продолжение состязаний невозможным. Организаторы решили не рисковать и подвели итоги по результатам первой попытки, пообещав, однако, не останавливаться на достигнутом. В самом ближайшем будущем восемь сильнейших пилотов все-таки выявят лучшего из лучших на окрепшем льду озера Дербовеж.

Подпишитесь на «За рулем» в