«валдай» карман не тяготит

«ВАЛДАЙ» КАРМАН НЕ ТЯГОТИТ

В середине года в Нижнем планируют начать серийный выпуск среднетоннажного грузовика ГАЗ-3310 «Валдай». Новинка будет существенно отличаться от своего прототипа, путешествующего по выставкам с 1999 года.

РАБОТАЕМ НА ДИЗЕЛЕ

Еще в середине 80-х колхозные рационализаторы бывало оснащали свои ГАЗ-53 надежными и экономичными тракторными дизелями от «Беларуси». Теперь его автомобильную модификацию ММЗ-245.7 с турбонаддувом и интеркулером, Евро II, мощностью 122 л. с. устанавливают на ГАЗ-3309, в перспективе – и на «Валдай». По требованию ГАЗа мотор снабдили электромагнитной муфтой вентилятора, а вместо электрофакельного подогрева в головку блока поставили четыре свечи накаливания, они обеспечивают пуск до -22°С.

Под заказ установят дизели ИВЕКО: «Софим» или «Тектор» – они легче, «чище», надежнее, но дороже белорусских.

Когда-то для ГАЗ-4301 с дизелем-воздушником в Англии закупили лицензию на производство диафрагменного однодискового сцепления. Оно-то и пойдет на «Валдай». Жаль, без усилителя педаль сцепления получилась чрезмерно тугой.

В конструкции новой коробки передач использовали опыт «Газели» – алюминиевый картер с вертикальным разъемом. Остальное, как на хорошей «дизельной» коробке: промежуточный вал на конических подшипниках, вилки со съемными сухарями и эффективные синхронизаторы на всех передачах, включая заднюю. На испытаниях эти коробки успешно работали на маршрутках ПАЗ и КАвЗ по 200–250 тыс. км.

Рама собрана из лонжеронов ГАЗ-3307 с оригинальными траверсами и кронштейнами. От прежних рессор на резиновых подушках отказались в пользу более длинных, несимметричных малолистовых, на пальцах и серьгах с сайлент-блоками и стабилизаторами на обоих мостах. Управление автомобилем стало более четким, а езда по булыжнику заводского полигона со скоростью 80 км/ч хотя и остается испытанием для машины, водителем переносится легче.

Маленькая революция произошла в тормозах: у «Валдая» они теперь пневматические с дисковыми механизмами у всех колес. Пневматика здесь более перспективна, чем гидравлика, легче оснащается обязательной теперь АBS, которая, как и вся пневмоаппаратура, от известной фирмы «Кнорр-Бремзе». Но возможен альянс с отечественными производителями, лишь бы не подкачали с качеством.

Новый грузовик ориентирован на городские перевозки, поэтому для уменьшения погрузочной высоты традиционные 20-дюймовые колеса заменили на 17,5 – размер, широко распространенный у европейских развозных грузовиков. Теперь «Валдай» при желании можно «обуть» в импортную резину.

ПРИПОДНЯТОЕ СОСТОЯНИЕ

Рестайлинговая кабина «Газели» – это не только фары с «прищуром» и новая панель приборов. Есть и существенные изменения. В 2003 году введены катафорезное грунтование и окраска кабин на линии «Хайден-2» – эмаль будет держаться дольше.

Измененные крылья и капот позволили сделать моторный отсек чуть просторнее, но для двигателей «Валдая» этого оказалось мало. Кабину пришлось приподнять (одной ступенькой стало больше) и пожертвовать комфортом среднего пассажира – в салон «вылезла» задняя часть двигателя. Съемный лючок для его обслуживания особых удобств не обещает: чтобы снять головку, все равно придется поднимать кабину, а неизбежные щели только прибавят в ней шума и вони.

Зато капот, брызговики, панель мотоотсека оклеили шумоизолом, двигатель и коробку снизу укрыли пожаробезопасными базальтовыми матами, даже большой глушитель и тот с базальтовой набивкой. Неужели все это напрасно?

Впрочем, борьба с шумом в отечественных автомобилях давно и хорошо освоена водителями – опыт огромный. Поэтому особого беспокойства этот лючок не вызывает – что-нибудь придумаем. Зато везет «Валдай», как две «газели», а на «горючку» денег просит чуть больше одной – значит, семье больше достанется.

Тормоза пневматические, но манометры не поместились на «волговском» щитке – они внизу.

Комфортом среднего пассажира пришлось пожертвовать.

ФОТО: ДМИТРИЙ ЛОБАНОВ

Подпишитесь на «За рулем» в