Шиномонтаж без секретов
Зимний сезон завершился, наступает время переобувки. Хорошо, если где-то на хранении заготовленный с прошлого года ждет своего часа комплект летних шин, уже смонтированных на диски. Тогда заменить колеса нетрудно и собственными силами. Другое дело, когда дисков надин набор или предстоит покупка новой резины. В этом случае без визита на шиномонтаж, скорее всего, не обойтись. Но каковы критерии, по которым можно определить профессионалов? Ведь «сменную обувь» надо аккуратно надеть, отбалансировать и, конечно, куда-то нужно определить на временное местожительство зимние шины. И как свести все процедуры в один алгоритм, сократив затраты сил и времени?
С такими вопросами мы обратились в компанию МВО – к шинной фирме с 11-летней рыночной историей. Компания располагает более чем 20 центрами в Москве и Санкт-Петербурге. И вот что нам рассказал директор одного из центров Иван Николаевич АРТЕМОВ.
Визит к терапевту
Изюминка хорошего сервиса – качество оборудования и услуг. Увы, далеко не каждый владелец шиномонтажной мастерской думает о состоянии своих станков. Более того, придорожные сервисы зачастую пользуются списанным оборудованием. Например, допуск балансировочного станка Hoffman не должен превышать 5 граммов. В случае превышения допуска серьезные компании сразу избавляются от оборудования. Оно поступает на вторичный рынок, где его за бесценок покупают гаражные шиномонтажи. На таких станках много не набалансируешь…
У каждого профессионального шинного сервиса есть список постоянных и дополнительных услуг. Среди предложений компании МВО особенно аппетитным выглядит так называемый «финишный дисбаланс». По сути процедура не представляет собой ничего сложного: автомобиль вывешивается на стойках с датчиками дисбаланса, подключенными к станку для финишной балансировки («финишбалансеру», на профессиональном сленге). Станок раскручивает колесо до 120 км/ч и снимает показания о дисбалансе. Одно непременное условие – колесо, подлежащее финишной балансировке, должно быть чистым, ровным и отбалансированным. Вся соль в том, что по результатамфинишной балансировки можно судить о состоянии подвески автомобиля. Если, например, дисбаланс превышает 30 граммов, автомобилю прямая дорога в сервис! Конечно, это не детальная диагностика ходовой части, однако, словно врач-терапевт, опытный шиномонтажник может выдать направление к профильному специалисту.
И все довольны!
Чего уж, казалось бы, проще – установить и прикрутить колесо. Но и тут, оказывается, есть своя наука. Ступицу перед установкой следует обработать медной смазкой, чтобы диск не прикипел. А момент затяжки? Сегодня только ленивый не пользуется пневматическим гайковертом. Однако как часто вы наблюдали, чтобы мастер проверил момент затяжки болтов динамометрическим ключом? А ведь колесные болты тянутся определенным моментом, и об этом следует помнить.
Готовь сани летом
Отнюдь не последнее место в списке шиномонтажных услуг занимает сезонное хранение. Казалось бы, что тут такого, кинул колеса на стеллаж в гараже и забыл. На самом деле шины требуют внимания, не меньшего, чем… хорошее вино. Мало только их помыть и обработать специальным составосберегающим средством. Чтобы резина не потеряла своих свойств, шины хранят при определенной температуре. Кроме того, они обязательно должны находиться в вертикальном, рабочем положении. Но не статично: через определенные промежутки времени мастер вращает шину, предотвращая деформацию протектора.
Уроки вежливости
В межсезонье шиномонтажи обрастают многочасовыми очередями. Иной раз на рутинную процедуру уходит целый день. Дабы избежать ажиотажа, серьезные фирмы предпочитают работать по записи. Предварительная договоренность удобна и сервису, и клиенту. Приехав в заранее оговоренный день и час, вы потратите минимум времени. К тому же вам будут действительно рады. Грамотный мастер обязательно поинтересуется манерой вождения и условиями эксплуатации авто. Поверьте, это не праздное любопытство. Если впереди многокилометровые пробеги по скоростным автобанам, вам наверняка предложат летние шины на расширенных дисках. Не пугайтесь, если мастер вдруг порекомендует приобрести комплект новой летней резины вместо вашей, еще вполне свежей. Это не «развод». Просто львиная доля новых автомобилей комплектуется шинами, практически не поступающими в розничную торговлю. Пробив такую шину, вы обречены на многодневные безрезультатные поиски.
…Покидая центр МВО, я обратил внимание на многочисленные витрины в холле. Чего тут только не было: солнечные фильтры, щетки стеклоочистителя, жидкости чуть ли не для всех автомобильных случаев жизни… Вплоть до радиоаппаратуры, стилизованной под начало прошлого века! «Неужели кто-то это покупает?» – интересуюсь у Ивана Николаевича. «Еще как! Иной раз даже специально за подарками к нам приезжают, – гордо отвечает директор и добавляет: – Да и просто, бывает, пока ремонта ждут, сидят тут и вертят эти радиолы – довольные, как дети».