Интервенты. Из Германии в Уфу
Бизнес на троих
Покупая машину, что в автосалоне, что на рынке, мы имеем дело с дилерами. Понятное дело, статусы у них разные, но в чем отличие кроме цены на автомобиль? Начнем по порядку.
Путь любого нового авто к клиенту начинается от производителя.
Производитель – это конкретный завод, занимающийся изготовлением автомобиля, разработкой новых моделей и организующий непосредственное руководство дочерними предприятиями. Ему обычно принадлежит основной бренд компании.
Далее машина поступает к дистрибьютору – оптовой организации, осуществляющей продажу автомобилей, приобретаемых по договору с производителем на долгосрочной основе. Дистрибьютор закупает и реализует авто от своего имени и за свой счет. Иногда он обеспечивает техническое сопровождение машин силами своих специалистов. На практике дистрибьютор – это основной, а чаще монопольный импортер товара (в нашем случае – автомобилей) в страну.
Далее следует дилер, который торгует в розницу продукцией, закупленной оптом у дистрибьютора, и входит в ее дилерскую сеть. Однако не все дилеры являются официальными.
Существует три пути поступления иномарок в Россию. Первый, самый законный, – через официальных дилеров. Они закупают автомобили непосредственно у зарубежного производителя (или дистрибьютора как его представителя в стране) на основе индивидуальных контрактов. Официальные дилеры проводят предпродажную подготовку машин, обеспечивают гарантийный и послегарантийный сервис на фирменных станциях.
Помимо официальных автомобильных дилеров в России довольно активно действуют дилеры серые. Они покупают небольшие – от 5 до 20 машин – партии у крупного европейского дистрибьютора. Вполне законно, на основании закупочного контракта, они могут ввезти несколько машин, сертифицировать всю партию и продать, уплатив положенные сборы. Чем плох серый дилер? Он, как правило, не имеет собственных станций техобслуживания и не может обеспечить регулярный сервис купленной у него машины. Освобождая себя от послепродажных хлопот, серый дилер не несет лишних затрат и может позволить себе устанавливать демпинговые цены – предмет постоянной головной боли официальных дилеров.
Третий путь насыщения российского рынка иностранными автомобилями – через черных дилеров (скупщиков и продавцов краденых машин). Дело поставлено на поток: «импортируемые» таким способом машины, естественно, не регистрируются и не сертифицируются, но снабжены всеми необходимыми документами. Лишь небрежность в их оформлении позволяет иногда приподнять завесу над этим затемненным сектором автомобильного рынка России.
По местам
Теперь разберем всю цепочку производитель – дистрибьютор – дилер на конкретных автомобильных марках, представленных в Уфе. В данной статье мы проследим деятельность только официальных дилеров. Начнем с немецких марок.
Конечно, традиционное деление по странам весьма условно. Многие автомобильные бренды неоднократно переходили из рук в руки, оказываясь под знаменами самих различных стран и компаний, однако качество сборки и производства машин во многом определяется традициями завода-изготовителя, а не фамилией его нынешнего владельца.
Качество немецких автомобилей для многих остается эталоном. Уже почти 100 лет машинам, собранным в Германии, доверяют миллионы людей во всем мире.
Звезда Mercedes-Benz
Для любителей запутанных сюжетных линий сообщаем, что началом истории бренда Mercedes можно считать 1890 год, когда в Бад-Каннштадте, близ Штутгарта, на базе своей мастерской Готтлиб Даймлер открыл собственную компанию по производству автомобилей. Свой первый (и, к слову, считающийся первым в мире) 4-колесный автомобиль с бензиновым мотором Даймлер построил еще в 1885–1886 годах, а затем совместно с другим известным немецким инженером Вильгельмом Майбахом продолжил работу. И в 1901-м они создали автомобиль Mercedes, названный так в честь дочери… нет, не создателя автомобиля, а Эмиля Еллинека – главы представительства Daimler во Франции и консула Австро-Венгерской империи в Ницце.
В 1926 году две немецкие компании по производству автомобилей Daimler и Benz объединились в концерн Daimler-Benz. Соответствующее двойное название перешло и к марке автомобиля. В 1998 году Daimler-Benz объединился с американским концерном Chrysler.
В России германо-американский концерн DaimlerChrysler представляла компания ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» (первоначальное название ЗАО «Мерседес-Бенц РУС»). Это российское предприятие со 100-процентным иностранным капиталом было создано 8 декабря 1994 года как дочерняя компания концерна DaimlerChrysler AG (на момент основания – Mercedes-Benz AG). Представительство стало первой иностранной автомобильной компанией, открывшейся на территории нашей страны. Важнейшие направления ее деятельности – продвижение марок Mercedes-Benz, Maybach, Chrysler, Jeep и Dodge на российском рынке через официальных дилеров, расширение и развитие дилерской сети и контактов с региональными партнерами.
В Уфе продажей автомобилей марки MercedesBenz занимается официальный дилер компания «АртМоторс». Любой самый экзотический заказ отправляется в Москву, а оттуда – непосредственно на завод в Германии.
В Уфу автомобиль доставляется официальным перевозчиком готовой продукции Mercedes-Benz, что исключает риск неквалифицированного обращения во время транспортировки.
Пока все автомобили, доставляемые в Уфу, собираются строго в Германии. Но концерн DaimlerChrysler признался, что хотел бы открыть в России сборочное производство автомобилей Mercedes-Benz.
Пропеллер BMW
Эта компания была основана в 1911 году и изначально называлась Gustav Otto Flugmaschinenfabrik Muenchen. В 1918 ее переименовали в более удобопроизносимое «Баварскиймоторный завод» (Bayerische Motoren Werke, сокращенно – BMW). До 1928 года завод занимался производством исключительно авиационных двигателей и мотоциклов, однако со временем перешел на выпуск легковых автомобилей.
В современной России монопольный импортер автомобилей BMW – BMW Russland Trading, дочерняя компания концерна BMW AG в России.
История BMW в России началась еще в конце 80-х, когда в Москве появился первый дилер баварского бренда. К началу 90-х их стало уже шесть, ввозом машин каждый занимался самостоятельно. В 1995 году концерн открыл в Москве в помощь дилерам небольшой офис, а в 1996-м – учебный центр по подготовке персонала.
В апреле 1999 года учредили торговую компанию BMW Russland Trading, которая и стала главным импортером бренда в России. В том же году было начато сборочное производство BMW в Калининграде – первый автомобиль сошел с конвейера 22 октября. В феврале 2000 года в Москве открылся склад и региональный дистрибьюторский центр запчастей.
Компания уделяет большое внимание и развитию региональных дилеров. Поэтому сейчас у BMW в сравнении с прямыми конкурентами самая разветвленная сеть: 29 дилерских центров в 22 городах России. В том числе в Уфе – мультибрендовый автосалон «ТрансТехСервис».
Звучание Audi
Судьбы автомобильных марок, как и судьбы людей, бывают очень связаны между собой. Они влияют друг на друга, дополняют, вместе переживают экономические ненастья и войны и, так же как люди, умирают. Из четверки колец, символизирующих слияние четырех компаний, теперь известна только Audi, хотя в 1932 году это был Auto Union – объединение немецких автопроизводителей Audi, DKW, Horch и Wanderer.
Происхождение марки Audi связано с именем конструктора и предпринимателя Августа Хорьха, основавшего компанию в 1910 году. У него уже было свое автомобильное производство A. Horch & Cie, от которого ему пришлось отказаться из-за разногласий с акционерами. Новую автомобильную компанию он уже не мог назвать своим именем, а потому свою фамилию Horch, что по-немецки значит «слушай», преподнес на латинском языке.
В 1964 году концерн Auto Union был выкуплен другим немецким гигантом Volkswagen, который из всей линейки продукции AU отдал предпочтение только Audi, остальные участники союза забыты.
В настоящее время Audi AG – дочерняя компания концерна Volkswagen, которой предоставлена полная самостоятельность.Официальный дилер Audi в Уфе – ООО «АвтоПремьер». Автомобили, представленные в Уфе, собираются на заводах Германии, но в скором времени на рынке могут появиться Audi, собранные в Свердловской области.
Народный Volkswagen
Первым «народным автомобилем» стал легендарный Volkswagen Kaefer (Beetle, «Жук»). Модель была создана Фердинандом Порше, а имя ей дал сам Адольф Гитлер. «Жук» намного пережил своего крестного отца – с 1945 по 1970 год Volkswagen собрал более 15 млн. экземпляров данного автомобиля. При этом линейка моделей лишь обновлялась, принципиально новых моделей за 25 лет существования автоконцерна создано не было. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в середине 70-х, когда с конвейера сошли Polo, Golf, Passat и Scirocco. Сегодня Volkswagen один из самых известных и успешных мировых автопроизводителей.
В нашей стране генеральный импортер «народной марки» – ООО «Volkswagen Group Rus». Стратегия компании направлена на существенное расширение своего присутствия на автомобильном рынке России и управление дилерской сетью. В планах открытие собственного производства Volkswagen в Калуге.
В Уфе Volkswagen можно найти у официальных дилеров «АК Моторс» и «АвтоПремьер-М».
Братья Opel
Эта марка стоит немного в тени своих более авторитетных земляков. Ее модели не сводят с ума изгибами кузова и умопомрачительными ценниками, однако доступные, стильные и комфортные автомобили от Opel заслуженно популярны по всему миру. За пределами Европы автомобили этой марки и произведенные по технологиям Opel выпускаются на 13 заводах.
Головная компания была основана 21 января 1862 года Адамом Опелем и выпускала поначалу швейные машины и велосипеды. После смерти владельца пятеро его сыновей продолжили дело отца производством автомобилей.
За 20 лет существования компании Adam Opel AG удалось занять лидерские позиции на рынке Германии и стать крупнейшим автопроизводителем в стране. Однако к 1928 году спрос на автомобили Opel стал снижаться, и братья вовремя продали бизнес американской General Motors, которой немецкая компания принадлежит до сих пор.
Официальный дилер марки в Уфе – «Авто Стиль». Самыми популярными моделями от Opel до сих пор остаются семейные – Corsa, Zafira и Astra.