Уаз еще раз
Вот они стоят рядом – привычный UAZ 31519 и пока еще воспринимаемый как новинка UAZ 315195 Hunter, от порогов до крыши облепленный рекламными наклейками. Вообще-то, новое имя для UAZ 315195 вначале звучало привычней: «Охотник». Но в последний момент перед началом серийного производства истинно российский «Охотник» вдруг стал заморским «Хантером», причем в латинской транскрипции. Возможно, маркетологи «Северсталь-Авто» посчитали, что продукция их компании «переросла» алфавит от Кирилла и Мефодия. Интересно, а если потенциальный покупатель сохранил в памяти лишь остатки школьного немецкого, не станет ли «Хантер» – «Гюнтером»?
КАКАЯ РАЗНИЦА?
На боковом стекле написано: «более 300 изменений». Это много или мало? Если считать по одному в секунду, займет пять минут. А чтобы перечислить все, что изменилось, уйдет не меньше часа.
Если отвлечься от наклеек, первое, что бросается в глаза, – пластиковый «обвес» и надставки дверей со сдвижными стеклами. Легкосплавные колесные диски пропустим – они из дополнительного оборудования. Зато любой знакомый с УАЗом отметит новую заднюю дверь. Откидного борта с примитивными эксцентриковыми прижимами больше нет – вместо него полноценная «калитка» с запаской, кстати, открывающаяся в «правильную», левую сторону. Все остальное скрыто внутри. Вентилируемые диски передних тормозов в глаза не бросаются, неразрезные мосты типа «Спайсер» – тоже. Как и впрысковый двигатель ЗМЗ-409, занявший место карбюраторного УМЗ-421.
Высокие сиденья с подголовниками мы уже видели, знакома и пластиковая накладка на панели приборов. С новыми контрольными лампами она выглядит симпатично. Жаль, что не прижился вариант с иным расположением приборов и хорошо читаемым спидометром, как на «Барсе».
ИНДЕКС КАЧЕСТВА
Даже на фоне весьма среднего качества «самар» и «волг» УАЗам нечем похвастаться. Индекс нового автомобиля отличается только пятеркой на конце. Качество в «пятерочке»?
Будем справедливы – многое действительно стало лучше, в первую очередь, сборка кузова. Оттопыренных и незакрывающихся дверей больше нет, не видно потеков масла из агрегатов, а на ходу новый УАЗ оказался куда менее шумным, чем его предшественник. Но самое главное – дверные уплотнения. Именно они помогли устранить «избыточную вентиляцию» и элементарный холод в салоне. Да, теперь возможностей старой «печки» хватает даже на трассе и в хороший мороз – как ее хватало и прежде рукастому хозяину, утеплившему салон и заделавшему щели. Разница в том, что теперь этим не надо заниматься самостоятельно.
На первый взгляд, качество окраски заметно выросло – темно-зеленый металлик выглядит богато, а многочисленные наклейки не дают детально рассмотреть возможные изъяны. Неужели все проблемы удалось решить, одновременно избавившись от множества «лишних» деталей – например, фиксатора капота на рамке ветрового стекла? Увы, нет: из-под аккуратной окантовки желобка крыши уже ползут желтоватые разводы – к сожалению, не антикора…
Впрысковый ЗМЗ-409 прогревается заметно быстрее карбюраторного «родственника», впрочем, сравнения не слишком уместны – все-таки это моторы разных поколений. «Старичок» не слишком приемист, но легко прощает (если не сказать рекомендует) троганье со второй передачи. А вот «Хантер» с новым двигателем трогаться со второй в принципе может, но крайне неохотно. Впрочем, корни проблемы не только в двигателе. Главные пары 4,11 вместо 4,63 заметно ослабили тяговую силу машины. Хорошо хоть новая косозубая «раздатка» не подкачала: теперь на пониженной передаче новый автомобиль старому не уступает.
Частокол из четырех рычагов на трансмиссионном тоннеле изрядно прорежен – остались лишь рычаги коробки передач и «раздатки». Последний заведует и подключением переднего моста. Ручник принял традиционный вид и улегся на пол.
ПО ДОРОГАМ И ПО…
Так уж получилось, что сначала оказался за рулем «Хантера». Коробка передач из Арзамаса обладает своеобразным алгоритмом переключения, привыкнуть к которому нетрудно лишь на первый взгляд. Даже научившись без лишних раздумий перебирать передачи «вверх», эффективно тормозить двигателем непросто. Простейший переход с четвертой на третью «по-арзамасски» на любом другом автомобиле означает переход с четвертой передачи на первую!
Стоит ли говорить, какое усилие воли требуется, чтобы выполнить это простейшее движение на скорости 80 км/ч? Впрочем, на фоне родной уазовской коробки с визжащими шестернями и тугим переключением арзамасский агрегат радует короткими ходами рычага, легкостью включения и молчаливым характером. Но все равно «находку» со схемой переключения никак не назовешь оптимальной. Вот уж «хотели как лучше»…
Старый UAZ 31519 оказался не только с рессорной подвеской, но и с трансмиссией, где синхронизированы лишь третья и четвертая передачи. Но удивительное дело: непростое включение первой и второй на ходу не требуется! Трогаемся со второй, далее на третью, а в снегу задействуем пониженный ряд и снова забываем об отсутствии синхронизаторов…
Погодные условия предоставили нам полный набор зимних дорог: от плохо расчищенного асфальта до снежной целины. С включенным передним мостом оба автомобиля (оснащенные гидроусилителями) демонстрируют отменную курсовую устойчивость, но на скорости свыше 80 км/ч легче ехать на «Хантере» – у него лучше выражено реактивное действие при небольших углах поворота руля. Старый УАЗ с рессорной подвеской жестче реагирует на мелкие неровности, но увереннее «стоит» на разбитой дороге. И все же окончательный итог в пользу новичка – и на асфальте, и на снегу управлять им проще. А вот когда мы попробовали штурмовать целину, далеко заехать не удалось.
РЕЗИНОВЫЙ ВОПРОС
Уж сколько раз твердили миру – шины должны соответствовать назначению и условиям эксплуатации автомобиля. Способности любого «вездехода» в первую очередь зависят от них. Лезть на асфальтовых «катках» в глину явно не признак мудрости. Но еще забавнее, когда, застряв с таким протектором, начинают жаловаться на отсутствие межколесных блокировок. Ведь если «грести» нечем – блокируй не блокируй…
Нам было важно сравнить проходимость старого и нового УАЗов в одинаковых условиях, но в стандартной комплектации, потому из немногочисленных вариантов пришлось выбрать шины К-153. Тем более, что сейчас с завода большинство УАЗов идет на них. Дисковые тормоза на передних колесах не оставляют вариантов: 15-дюймовые шины больше не годятся, со стандартными колесами уживаются только 225/75R16. Хотя «дюймов» и прибавилось, наружный диаметр с уменьшенной высотой профиля стал меньше примерно на 20 мм. Соответственно, примерно на 10 мм уменьшился дорожный просвет.
Кстати, наши замеры показали, что на одинаковых шинах просвет под старым и новым мостами одинаков. А вот сам «Хантер» оказался повыше «старичка» – под днищем машины мы намерили на целых 35 мм больше, видимо, передние пружины и малолистовые рессоры сзади приподняли раму и кузов. Кстати, у модели с «409-м» двигателем оказалась удачнее и выпускная система. Теперь ее больше не «украшают» низко висящая бочка глушителя и изгиб приемной трубы: глушитель и нейтрализатор удачно спрятались в раме. Единственный элемент, за который стоит беспокоиться, штурмуя бугры и канавы, – оконечный глушитель за задним мостом.
За пластиковые бамперы при умеренном «офф-роуде» бояться не стоит – внутри них мощный трубчатый каркас, так что легкие касания грунта не опасны. Минус новой машины скорее в другом – прицепить к ней «настоящий» (толстый металлический) буксирный трос не так-то просто – передние проушины глубоко в бампере, а сзади, откуда пропал грузовой буксирный крюк, и вовсе приходится лезть под машину. Хорошо, что зима – запускаешь руку по плечо в снег, а не в грязь!
Наши упражнения показали, что с шинами К-153 проходимость по снегу ограничивается глубиной 25–30 см. С разгону преодолевается и более глубокая целина, но если случится застрять, то уже капитально – без троса не выбраться.
Вывод первый: если от машины нужна проходимость, надо менять серийные К-153 на «зубастые» К-151, а еще лучше на импортные шины с маркировкой М/Т (Mud Terrain): они дают внушительное преимущество и в снегу, и в грязи.
Второй – более высокая энерговооруженность «Хантера» позволяет преодолевать короткие препятствия «ходом», что при должном умении водителя расширяет возможности машины. Минус новичка – слабоватое сцепление и сложность троганья «внатяг» на скользком покрытии.
Третий – пластмассовая облицовка бамперов не мешает со стандартными шинами, но с хорошими покрышками повышенной проходимости неизбежно станет помехой при преодолении глубокого снега и грязи.
АЛЬТЕРНАТИВА
Надо признать, что за всю историю UAZ 469 нынешняя модернизация – самая глубокая и заметная. Вот только успела ли она вовремя? Конкурентов у обновленного УАЗа немного, и хотя не всех прежних покупателей обрадует более сложная начинка машины, выбора у них нет. А вот привлечь за руль ульяновских вседорожников новых водителей – тех, кто никогда не ездил на УАЗах, – «Хантер» вряд ли сможет. Несмотря на все технические ухищрения, автомобиль за 32 года безнадежно устарел. И нынешний UAZ 315195 можно считать лишь переходной моделью к некоему новому автомобилю, спроектированному с учетом всех современных потребностей. Сможет ли «Хантер» продлить жизнь старого УАЗа до того срока? Ответ один: поживем – увидим.
Дверь открывается в один прием, задний борт – в три.
Такой «наливайки» в горловине «Хантера» нет, а жаль…
Частокол из рычагов в старом УАЗе понятен лишь посвященным.
Сюда – только неэтилированный АИ-92.
Справа – клавишные выключатели и прикуриватель! Рычагов всего два: один – коробки передач, другой – «раздатки».
Загадка – чего не хватает под капотом «Хантера» (справа)?
Ответ: карбюратора и жалюзи радиатора.
РЕЗЮМЕ
UAZ 31519
+ Более удобная характеристика двигателя, логичное управление КП, доступная цена.
- Низкое качество изготовления, посредственная плавность хода, слабые тормоза.
UAZ 315195
+ Уменьшен шум и сквозняки в салоне, улучшены динамические показатели, качество сборки, сдвижные форточки.
- Неудачная схема переключения передач, огрехи изготовления.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ