Битва за процент
Еще осенью прошлого года большинство российских банков стали строже подходить к рассмотрению заявок по автокредитам. В результате возросла доля отказов: если летом она, по оценкам специалистов, составляла 2–3%, то к концу года увеличилась до 8–9%. Многие банки этим не ограничились и ужесточили условия и процедуру выдачи автокредитов, а некоторые даже подняли ставки. Эти негативные для потенциальных покупателей кредитных автомобилей изменения уже оказали влияние на активность предновогодних продаж.
Финансовый кризис продолжается, поэтому в 2008 году негативные тенденции на рынке автокредитования будут развиваться и могут оказать влияние на динамику всего российского авторынка.
Светлое прошлое
По данным обзора итогов развития российского автомобильного рынка, обнародованного компанией PricewaterhouseCoopers (PwC), всего в России в 2007 году было продано 2,79 млн. легковых автомобилей, из них 2,41 млн. новых. Российские покупатели потратили на них 53,4 млрд. долларов. Подсчитано, что прирост продаж в количественном отношении и по стоимости составил 35 и 67% соответственно.
Эксперт компании Стенли Рут отметил: «Если в 2006 году доля расходов на автомобили составляла 4,4% от доходов населения, то в 2007 году она возросла до 5,2%, несмотря на заметный рост средней цены автомобиля». Российские потребители полны решимости поддержать высокую динамику автомобилизации трудовым рублем, однако тратят деньги избирательно.
Больше половины всей суммы затрат – 34,1 млрд. долларов – пришлось на новые импортные автомобили (рост продаж по стоимости – 87%). В этой же категории наблюдался и наибольший количественный рост – на 67%, до 1,2 млн. машин. Одновременно с новыми иномарками выросли продажи подержанных импортных автомобилей – на 46% (до 380 тыс. машин).
Рост продаж иномарок сопровождался увеличением объема выданных автокредитов – в 2007 году сумма увеличилась до 16 млрд. долларов, или почти в два раза. Однако дальнейший рост объемов автокредитования в текущем году выглядит, по крайней мере, проблематичным.
Тенденции к ужесточению
Многие специалисты сходятся во мнении, что банки в 2008 году еще больше ужесточат условия получения кредита на покупку автомобилей, увеличат срок рассмотрения заявки, станут более требовательными к предоставляемым документам. Что касается главных условий кредитного договора – размеров первого взноса, кредитной ставки и сроков кредитования, – то прогнозировать их изменение достаточно сложно, эти параметры взаимосвязаны.
В связи с удорожанием зарубежных финансовых ресурсов и сложностью их привлечения в начале 2008 года нижнюю границу ставок по долларовым кредитам поднимет основная часть банков. Если проблемы с ликвидностью в мировой финансовой системе продолжатся и дальше, это может вылиться в более существенное повышение ставок.
Размер первого взноса является определенным фильтром для оценки платежеспособности клиента, поэтому в условиях возрастания рисков тоже имеет тенденцию к росту. А вот сроки кредитования, наоборот, в сложившихся условиях должны сокращаться. На эти процессы будут оказывать влияние рост инфляции, стоимости самих автомобилей, динамика курса доллара. В результате рынок должен сформировать новое предложение по автокредитованию, адекватное изменившейся ситуации. По мнению специалистов, это предложение в первом приближении в среднем будет выглядеть следующим образом – 20% первого взноса для трехлетнего кредитного договора при ставке 8–9% в валюте.
Время корпоративных кредитов
Несколько иная ситуация ожидается на рынке кредитных предложений дочерних банков самих автопроизводителей. Дело в том, что большинство импортеров пока борются за объемы продаж, а не за краткосрочную экономическую эффективность, поэтому готовы предлагать более привлекательные для покупателей условия.
Уже пять компаний (Ford, BMW, Toyota, Renault, Nissan) вывели на российский рынок свои дочерние банки. Скоро к ним присоединится еще один. Генеральный директор филиала Peugeot в России Стефан Ле Гевель заявил, что концерн Peugeot Citroen хочет открыть в России банк PSA Finance. Концерн планирует строить у нас свой сборочный завод, поэтому использование собственных кредитных программ должно помочь преодолеть сегодняшнюю слабую динамику продаж. Уже идет работа над получением лицензии, а до этого компания будет работать в партнерстве с «Банк Сосьете Женераль Восток» (BSGV).
Корпоративные кредитные программы в российских условиях достаточно эффективны. Так, благодаря успеху финансовых программ Ford автомобили этой марки становятся еще более доступными для российских покупателей. В 2007 году более 26 тыс. автомобилей Ford были приобретены именно благодаря корпоративным кредитным программам.
Шаг навстречу
Если покупатели премиальных автомобилей имеют возможность привлечь недостающую сумму на покупку машины не только за счет кредита, но и другими способами, то для менее обеспеченных граждан кредит является единственной возможностью покупки даже бюджетной модели. Поэтому изменения ситуации на российском рынке автокредитования в первую очередь отразятся на покупателях массовых моделей.
Банкиры надеются, что дилеры, как самые заинтересованные в росте объемов продаж, войдут в положение и компенсируют рост стоимости автокредитов за счет скидок.
Дилеры, в свою очередь, считают, что банкиры и так слишком много зарабатывают на покупателях, и ищут пути собственного участия в процентных доходах. Однако представляется, что в новых условиях им придется сделать шаг навстречу друг другу. В противном случае стагнация объемов продаж окажется неизбежной.
Вице-президент Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса и президент Volvo Car Russia Дэвид Томас считает, что в 2008 году на российском рынке будет продано 2,5–2,7 млн. новых автомобилей, а рост – 10–20%. Другие специалисты ожидают, что рынок будет расти активней – по их оценкам, на 30–40%. Последний прогноз представляется слишком оптимистичным, хотя он и подкреплен многомесячными очередями на автомобили самых востребованных моделей.