Тяжело в ученье

Тяжело в ученье

Количество автомобилей в Петербурге растет в геометрической прогрессии, так же как и число желающих получить водительские удостоверения. Но, поскольку выбор автошкол достаточно велик, большого ажиотажа нет: ситуация в целом остается спокойной. По словам директора автошколы «Базис» Александра Андрющенко, поток учащихся идет планомерно (некоторый спад происходит во время длительных зимних каникул и во время летних отпусков), при этом наблюдается тенденция к увеличению количества учеников.

– Все зависит от наличия учебных точек и классов, – поясняет генеральный директор автошколы «Тур» Александр Сальников. – В среднем через класс проходит в месяц около 30 человек.

В автошколах отмечают определенное изменение контингента. По словам Андрющенко, в последнее время в массовом порядке учиться приходят молодые женщины (во многих случаях они составляют 60–70% группы). И в целом среднестатистический будущий водитель помолодел: много молодежи 18–20 лет.

Земельный вопрос

Петербургские автошколы предлагают различные условия обучения – дневные, утренние, вечерние, но по понятным причинам наиболее востребованы занятия в вечерние часы и выходные дни. Как правило, первый взнос, составляющий половину стоимости, вносится перед обучением, вторая половина оплачивается перед вождением.

Работа над улучшением качества обучения и повышением уровня преподавания, конечно, ведется. Но, по мнению представителей автошкол, существующие программы по некоторым предметам чрезмерно расширены: «Для того чтобы пользоваться стиральной машиной или компьютером, необязательно представлять себе их внутреннее устройство. С автомобилем то же самое. Нужно знать, при каких неисправностях нельзя продолжать движение. Но действительно ли необходимо изучать устройство карбюратора?..»

Осложняют жизнь автошкол и другие проблемы. Например, периодическое изменение трактовки законов, в том числе закона об образовании и порядка лицензирования. В результате, вместо того чтобы работать над совершенствованием методики обучения, руководству этих учреждений приходится решать юридические вопросы.

Сохраняется и давняя проблема с площадками для учебной езды, где есть возможность отрабатывать все пять элементов: «змейку», параллельную парковку, парковку задним ходом и т.д.

Со свободными территориями в Петербурге очень сложно, а совместная аренда несколькими школами одного участка земли под площадку не допускается: у каждого образовательного заведения должен быть собственный договор аренды. «Ситуация тупиковая: столько земли в городе нет, – говорят в автошколах. – Да и вряд ли власти отведут участки под экономически малоперспективную деятельность автошкол: куда выгоднее построить на этом месте дом».

Корейский опыт

Сегодня основным показателем деятельности автошкол остается процент сдачи выпускниками экзамена в ГИБДД с первого раза. Средний показатель – это когда в группе из 30 учеников «проходит» половина. Но насколько объективен этот показатель в наших условиях?

– В Челябинске в рамках эксперимента открыли модернизированный вариант корейского автодрома, – рассказывает Александр Сальников (автошкола «Тур»). – В свое время в Корее был столь же высокий уровень аварийности и смертности на дорогах, как у нас. Местные специалисты проанализировали ситуацию, учли все факторы и разработали площадку для автоматизированной приемки экзаменов. Исключив таким образом влияние человеческого фактора и как следствие возможность необъективной оценки. После сдачи теории выпускник садится за руль и едет по электронной площадке. За правильно выполненные элементы начисляются очки, за ошибки – штрафные баллы. Заключение – сдал или не сдал – выдает робот. В результате такого объективного приема экзамена на дорогах Кореи резко снизилась аварийность и смертность в результате ДТП.

Подобные площадки со временем будут появляться и в других городах, в том числе в Петербурге.

Сдать не значит уметь

Тем временем представители школ повышения водительского мастерства отмечают: в городских автошколах не учат ездить, там прежде всего готовят к сдаче экзамена. И в результате полученное водительское удостоверение не свидетельствует об умении ездить, оно лишь дает право выезжать на дорогу общего пользования.

Возможно, поэтому водителей, желающих повысить свою квалификацию, становится все больше. По словам генерального директора Школы водительского мастерства BMW Ирины Быстровой, сегодня автовладельцы серьезно задумываются над вопросами безопасности.

– Мы уверены, что нужно не накатывать опыт на городских трассах, а отрабатывать действия в опасных ситуациях на специальных площадках, – говорит Быстрова. – Все программы, по которым у нас проходит обучение, были разработаны 30 лет назад в Германии на основе анализа и систематизации реальных ДТП, от простого к сложному. Опасные условия моделируются на площадке с помощью конусов. Пройдя курс обучения, водители начинают лучше понимать и возможности автомобиля, и свой потенциал, что позволяет им без риска выезжать на дороги общего пользования.

Подпишитесь на «За рулем» в