РАТуя за автомобилистов
С ростом количества автосалонов и сервисов европейского уровня на постсоветском пространстве стали постепенно забывать о гаражных мастерских и продажах авто под открытым небом. Культура покупки и обслуживания автомобиля не без особенного российского колорита, но вошла в обиход. Однако в цепи услуг «покупка – техподдержка – автосервис» российскими дилерами все же было пропущено одно звено.
Сюрпризы на дороге
Речь идет о ряде небольших услуг, которые тем не менее в экстренной ситуации избавляют от массы хлопот и затраченных нервов. Как часто вам звонят друзья с просьбой продиктовать номера службы эвакуации, так как их автомобиль заглох на трассе? Были ли у вас ситуации, когда по дороге из пункта А в пункт Б закончился бензин, а поблизости ни одной заправки? Думаю, каждый второй водитель утвердительно покачает головой. Конечно, эти ситуации скорее исключение из правил, но, попадая в них, вы можете рассчитывать только на себя, близких друзей и участие случайных попутчиков.
Помочь автовладельцу не остаться на дороге один на один со своими проблемами призваны автоклубы. Они предлагают перечень самых разных услуг: от вызова эвакуатора до юридических консультаций. Однако российский водитель форс-мажора боится меньше, чем пустой траты денег на членские взносы, а потому объединениям приходится привлекать потенциальных клиентов дисконтными скидками партнеров и другими бонусами.
Но, несмотря на все ухищрения, членство в автомобильном клубе в России популярнее не становится. О конкуренции между клубами и об улучшении качества обслуживания клиентов пока говорить рано.
Ситуацию на рынке решило изменить Российское автомобильное товарищество, открытию которого предшествовали два года интенсивной работы. 1 июня региональные представительства РАТ открылись в 15 городах. В планах товарищества – тотальный захват рынка.
Мы идем к вам!
Почти во всех экономически развитых странах система взаимодействия автомобильных объединений с производителями давно отлажена. Крупнейшие автомобильные объединения Германии и Великобритании имеют почти столетнюю историю, высокую степень доверия автомобилистов и способны отстаивать права водителей как перед автопроизводителями, так и на законодательном уровне.
Сила подобных автоклубов – в непоколебимой репутации, качестве выполняемых работ и обслуживания, а также в численности (в них состоит более 60% от общего числа автомобилистов страны). Ряд западных автопроизводителей для местного рынка даже включает в стоимость автомобиля членскую карту того или иного автоклуба. Такой симбиоз на руку всем. Автовладелец получает качественное обслуживание, производитель снимает с себя обязательства по эвакуации и экстренной помощи клиенту, автоклуб принимает в свои ряды еще одного собрата.
В России пока ситуация складывается иначе. Дилеры сами пытаются заработать на форс-мажоре, предлагая услуги собственных эвакуаторов, машин технической помощи и т.д. Юридические консультации и выезд специалиста на разбор ДТП предлагают страховые компании (не бесплатно, конечно).
Объединить разрозненные услуги под клубной картой, действующей на территории всей страны, – такую задачу поставило перед собой РАТ. Поделиться тем, что уже было сделано для ее реализации, и ближайшими планами мы попросили руководителя обособленного подразделения Российского автомобильного товарищества в Уфе Рустема Ахтямова.
Карта бита
– Рустем Вагизович, объясните, в чем принципиальное отличие РАТ от прочих автоклубов?
– Это первая компания федерального масштаба на рынке предоставления услуг технической и правовой помощи на дороге.
К разработке проекта РАТ были привлечены ведущие международные эксперты. Наши специалисты побывали в ведущих европейских автоклубах, таких какADAC (Германия), AA (Великобритания).
Мы переняли западный принцип работы, когда автомобилист, купив годовую карту, может пользоваться полным комплексом услуг без дополнительных затрат в период действия карты. При этом количество обращений за бесплатной помощью не ограничено.
Российское автомобильное товарищество предоставляет владельцам карты РАТ такой же комплекс услуг, как и европейские автоклубы: экстренную техническую помощь на дороге, эвакуацию автомобиля, юридическую помощь, скидкина товары и услуги компаний-партнеров, информационные услуги и т.д.
– Официальными партнерами клуба пока являются всего четыре компании: «Росгосстрах», «Лукойл-Интер-Кард», «Русь-Банк» и «Эльдорадо». Намерены ли в РАТ увеличивать список партнеров?
– Перечисленные вами компании на сегодняшний день являются стратегическими партнерами РАТ. Всего же у нас более тысячи компаний-партнеров как на федеральном, так и на региональном уровне. И этот список постоянно расширяется.
– Есть ли среди них автосалоны официальных дилеров?
– Да. В Уфе это Башкирская автомобильная компания – официальный дилер Honda, Renault и Nissan, компания «Тан-Авто» – официальный дилер Peugeot и ряд других.
– А с какими автопроизводителями РАТ намерено работать напрямую?
– Планы есть, переговоры идут. Мы предлагаем специально разработанные программы для корпоративных клиентов, среди которых не только автопроизводители, но и компании, занимающиеся обслуживанием автомобилей; лизинговые компании; коммерческие компании, имеющие собственный автопарк. Для каждой компании разрабатывается индивидуальный комплекс услуг, в которых она заинтересована.
Дальнейшая стРАТегия
– На какой объем рынка претендует РАТ?
– Результаты исследования, проведенного в конце 2006 года, показали, что на рынке дефицит качественных технических услуг для автолюбителей. Отсутствуют крупные компании, специализирующиеся на предоставлении помощи на дорогах в национальном масштабе, нет единой системы стандартов качества, нет единой ценовой политики.
Наша цель – занять в этой нише лидирующее положение, обеспечив потребности автомобилистов в вопросах повышения качества предоставляемых услуг, защиты интересов автолюбителей.
– Что же РАТ может предложить членам клуба, кроме технического сопровождения и юридических консультаций?
– Кроме экстренной технической и правовой помощи на дороге участники РАТ могут воспользоваться услугами аварийного комиссара при ДТП, скидками на товары и услуги наших партнеров (скидки в автомагазинах, на АЗС, станциях техобслуживания, автомойках).
– Стоимость базовой карты РАТ – 3600 рублей. Существует ли ранжирование внутри клуба по стоимости автомобиля, система скидок или поощрений?
– Пока мы предлагаемавтомобилистам один продукт – карту РАТ стоимостью 3600 рублей. Впоследствии будут разработаны другие виды карт с различным наполнением клиентского пакета.
– Сколько российских городов войдет в географию автомобильного товарищества?
– Офисы компании работают в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Уфе, Челябинске. В планах расширение географии и перечня предоставляемых автомобилистам услуг.
– Одна из задач, которую ставит перед собой РАТ, – повышение безопасности дорожного движения. Каким образом клуб будет этого добиваться? Ведь зачастую аварийность зависит не только от поведения водителя на дороге, но и от плохого качества дорог, невнятных дорожных знаков, отсутствия светофоров.
– Да, работа, направленная на повышение безопасности дорожного движения, культуры поведения автомобилистов на дороге, – одно из приоритетных направлений нашей деятельности.
Мы считаем, что только совместные усилия государственных органов, общественных, коммерческих организаций и граждан могут сделать российские дороги действительно безопасными для всех участников дорожного движения.
Нами разработаны несколько программ, направленных на профилактику ДТП, пьянства за рулем, формирование навыков безопасного поведения на дорогах среди детей и подростков, развитие системы оказания экстренной технической и правовой помощи на дорогах. Реализацию этих проектов планируем начать в ближайшее время и хотим привлечь к этому все заинтересованные организации.
– Окажет ли РАТ поддержку не члену клуба, если тот позвонит с просьбой о консультации?
– В настоящее время мы предоставляем бесплатные юридические консультации и тем автомобилистам, которые пока не являются нашими клиентами.