Ушел за горизонт
Одними из самых значимых автомобильных событий минувшего года, безусловно, стоит назвать Токийский автосалон и презентацию на нем нового поколения легендарного спорткара Nissan Skyline GT-R. Правда, теперь этот автомобиль называется иначе. Как и многие другие культовые машины, подросший GT-R выпорхнул из родительского гнезда и отправился в свободное плавание. Теперь он уже не Skyline. «Отчество» осталось за порогом XXI века, в который автомобиль въехал хотя и с задержкой на старте, но зато с невероятно мощным ускорением на финише.
Миллениум начинался для Nissan Motor Company не сказать чтобы удачно. Компания переживала жестокий экономический кризис и ее со всех сторон поджимали конкуренты.
На рубеже веков Nissan лишился былой государственной поддержки и в новое тысячелетие вступал сотрясаемый рыночными катаклизмами. Апофеозом кризиса стал уход со второго места по объему продаж автомобилей на внутреннем, японском рынке. В компании сменилось высшее руководство, и новый управляющий Карлос Гон занялся пересмотром производственной стратегии.
Под жесткие антикризисные меры угодил целый ряд направлений, и прежде всего узкий сегмент спортивных вариаций серийных авто. К огромному огорчению поклонников прекратился выпуск и Nissan Skyline GT-R. Обновление кузова BNR34 было отложено до лучших времен.
И вот лучшие времена настали. Спустя семь лет на стенде Nissan выставочного павильона «Макухари Мессе» с триумфом появился новый Nissan GT-R. Полностью переработанный и под завязку набитый свежими решениями в духе обновленной стратегии Nissan.
Нет, не зря Карлос Гон выдержал столь долгую паузу! Пока корпорация выкарабкивалась из кризиса, подразделение, работавшее над GT-R, сумело не спеша довести до ума концепт 2001 года. И то, что публика увидела в конце 2007-го, многих просто сразило наповал.
Быстрее ветра
Новый GT-R разгоняется до сотни за 3,4 с, и это быстрее, чем признанные фавориты динамики Dodge Viper, Corvette Z06 или Porsche 911 Turbo. А четверть мили полностью стоковый автомобиль пролетает за 11,6 c. На финише его скорость составляет 192 км/ч. Это меньше нынешнего рекорда России, установленного летом 2007 года приморским спортсменом Романом Нагервадзе, но следует учесть, что автомобиль чемпиона (кстати, тоже Skyline GT-R) специальноготовили к гонкам, а здесь приводятся цифры серийной заводской комплектации. Так что подготовленная машина наверняка сможет ехать еще быстрее.
GT-R давно сделали культовым предметом тюнинга, и не только в Японии. Вот и сейчас, не успели лопнуть пузырьки шампанского, открытого по поводу выпуска нового поколения, как всевозможные тюнинг-ателье стали предлагать свои версии легендарного спорткара. Компания Amuse уже установила на него выхлопную систему R1 Titan, сиденья Recaro, спортивный спойлер на багажник, обвес на передний бампер. Настроенная модель успела принять участие в соревнованиях Time Attack SPL на гоночном треке Tsukuba Circuit. Другое известнейшее тюнинг-ателье Японии Top Secret завершает свою работу: пресс-служба сообщает о том, что их Nissan GT-R получил литые диски Volk Racing GT-C, передний карбоновый бампер G-Force и особую окраску кузова. Нет сомнений, что в автомобиле есть еще множество доработок, ведь сотрудники этой компании имеют огромный опыт: к примеру, в 2006 году на тюнинг-шоу автомобиль Top Secret Toyota Supra V12 был назван победителем. А совсем недавно компания Cosworth в качестве опции к Nissan GT-R предложила новую выхлопную систему, благодаря которой мощность автомобиля можно довести до 501 л.с., а крутящий момент – до 649,7 H.м.
Откуда такие безумные показатели мощности, берущиеся после установки всего-навсего какого-то выпускного тракта, спросите вы?
Все просто. Заводская мощность двигателя нового GT-R составляет ни много ни мало 473 л.с. Поэтому любая примочка будет выдавать на-гора совершенно невероятные цифры. Оговоримся, невероятные для японского рынка. Ведь долгое время там безукоризненно соблюдалось законодательное ограничение мощности – 280 л.с. Однако, после того как барьер какимто образом преодолела Honda Legend, запущенная в серию с 300-сильным двигателем, и другие японские автопроизводители стали позволять себе маленькие вольности.
Выпущенный джинн
Твинтурбовый VR38DETT V-6 собирают на заводе Nissan в Йокогаме, где делают миллионы других силовых агрегатов – и скромных «литрушек» для Nissan March и пижонских «трешек» для попсовых Nissan Murano. Команда из 14 специально обученных специалистов собирает 25 моторов за смену в стерильной комнате в центре завода. Несложный подсчет показывает, что в год завод способен сделать 10 тысяч подобных V-образных «шестерок». Гарантийные претензии на моторы Nissan крайне редки, и это помогает создавать атмосферу всеобщего восторга, которую должен вызывать GT-R.
Это интересный мотор, хотя в нем нет ничего радикального. Для V-образной «шестерки» он довольно высок. Передний дифференциал расположен рядом с маленьким маслосборником, который подает смазку в систему сухого картера. Цилиндры имеют специальное внутреннее покрытие, плотно соединенное с алюминиевой основой. Эта технология используется в гоночных автомобилях.
К сожалению, Nissan не стал устанавливать здесь невероятно большие керамические турбины IHI, сделав выбор в пользу более стандартных «вертушек». С учетом турбин и интеркулеров двигатель весит более 350 кг.
Плюс карбоновый кардан
Общая снаряженная масса снаряда – 1740 кг. Из присоединенного к несущему кузову оборудования кроме двигателя значительным весом обладает трансмиссия. Специально для GT-R Nissan разработал новый тип полного привода, который был назван Independent Transaxle 4WD. Среди ее особенностей – наличие двух зависимых коробок передач раздельно для передней и задней осей, синхронизированное управление которыми осуществляет компьютер. Это позволяет настолько гибко распределять крутящий момент по колесам, что машина просто не успевает потерять контакт с дорогой. Соответственно двойной КП автомобиль имеет двойное сцепление типа GR6. Быстрота его переключений сравнивается с системой Paddle Shift, использующейся на гоночных автомобилях серии Формула-1. И так же, как на Формуле, на этом гражданском (гражданском ли?) автомобиле переключать передачи можно подрулевыми кнопками. Из Формулы пришла и система контроля старта. Ею манипулируют при помощи трех тумблеров на панели: конфигурации трансмиссии, контроля динамики и настройки шасси. Регуляторы трансмиссии и подвески должны быть в режиме R, а система VDC должна быть полностью отключена (выключается удерживанием кнопки VDC-R). На старте надо лишь левой ногой надавить педаль тормоза, а правой — педаль газа. Компьютер будет держать 4500 оборотов в минуту и ждать, пока вы уберете ногу с педали тормоза. Когда это происходит, GT-R выдает жуткое ускорение, самое ошеломляющее, какое только может выдать машина заводской сборки.
Для остановки болида служат тормоза Brembo, состоящие из алюминиевого монококкового 6-поршневого суппорта и вентилируемых перфорированных дисков диаметром 380 мм.
Разумеется, эти устройства стоят на обеих осях автомобиля, иначе остановить летящий GT-R будет нелегко.
Кто на новенького?
Однако и с такими продвинутыми тормозами находятся умельцы, способные не справиться с управлением. Едва новый GT-R поступил в продажу в Японии, как в Интернете появились фотографии первого разбитого автомобиля. По некоторым данным, инцидент произошел на Тайване. Судя по всему, ценовая доступность автомобиля способна сыграть с его поклонниками злую шутку – машина запросто может оказаться в руках студента, пересевшего в водительское кресло болида прямо из-за компьютерного стола с джойстиком Sony Playstation.
Nissan определил стоимость своего детища на уровне примерно $70 тыс. на внутреннем, японском рынке. В других странах машина, скорее всего, будет стоить дороже. Однако в любом случае цена GT-R несравнима с ценой его конкурентов – Porsche 911, Dodge Viper или Chevrolet Corvette, не говоря уже о Ferrari и Lamborghini. Похоже, мы становимся свидетелями начала новой «гонки вооружений»: кто еще из производителей сможет достичь характеристик такого уровня за подобные деньги? Ибо с появлением на рынке нового Nissan GT-R, который к тому же впервые в его истории японцы сразу спроектировали для продажи по всему свету, то есть как в праворульном, так и в леворульном вариантах, все вышеупомянутые марки волей-неволей переходят в разряд дорогих пафосных игрушек. По слухам, дилеры евромарок в Британии даже лоббируют в своем правительстве запрет на ввоз из Японии GT-R в частном порядке, и, наверное, не в последнюю очередь именно по этой причине. Чего же в таком случае остается ждать дальневосточникам,если даже толерантная Европа испугалась азиатского вторжения?