Король трех бриллиантов
У каждого японского автопроизводителя есть своя топ-модель, которая представляет высший эшелон производственной программы компании. Нет, речь здесь не идет о длинноногих пышногрудых блондинках, сопровождающих директорат на встречах официальных делегаций. Мы, конечно же, имеем в виду автомобиль. Тот самый, который открывает список модельного ряда. Самый большой, или самый мощный, или самый комфортабельный – в общем, представляющий лицо фирмы. И вовсе не обязательно это будет автомобиль представительского класса в классическом понимании. Например, производитель компактов Suzuki своей топ-моделью считает джип Grand Escudo, у Honda высший эшелон открывает суперкар NSX. Гораздо более традиционны и консервативны в этом плане Toyota и Nissan. У первой в активе «императорская» Toyota Century, второй знаменит автомобилем премьер-министра Nissan President. Однако помимо упомянутых в Японии есть и другие, не менее известные марки автомобилей. Что же, например, считает своим эксклюзивом Mitsubishi?
На сегодняшний день ответ простой: последней топ-моделью MMC являлась Mitsubishi Dignity, которую сняли с конвейера в 2001 году. Однако не стоит забывать о названии рубрики. В «Ностальжи» мы рассказываем не о современных машинах, а о ветеранах японского автопрома, поэтому статья о Dignity появится здесь, пожалуй, лет через десять. Сейчас речь пойдет о предтече Dignity – автомобиле Mitsubishi Debonair.
Дерзкий
Debonair всегда был автомобилем, который производили малыми сериями для должностных лиц высшего эшелона и руководящих сотрудников предприятий группы Mitsubishi. Эту модель VIP-класса выпускали только для внутреннего, японского рынка и никогда не поставляли на экспорт. Все экземпляры, каким-либо образом оказавшиеся за границей, были вывезены в частном порядке.
В Приморье иногда еще можно встретить Debonair второго поколения (1986–1992 годов). Экземпляров первого поколения, которое продержалось на конвейере аж с 1964 года, в наших краях не сохранилось, пожалуй, ни одного. По крайней мере, во Владивостоке они нам никогда не попадались.
Второе поколение Debonair отличалось от первого революционным по тем временам решением: в конструкции автомобиля VIP-класса использовали несущий кузов и передний привод с поперечно расположенным мотором. На подобную дерзость кроме Mitsubishi решилась только Honda, выпустившая в свет свой «высший эшелон» – Honda Legend. Почему дерзость? Да хотя бы потому, что классической заднеприводной компоновки до сих пор придерживается большинство производителей VIP-машин.
«Второй» Debonair в придачу к приводам и полуосям получил 3-литровый V-образный бензиновый движок 6G72, который с одним распредвалом в головке блока цилиндров выдавал 155 л.с., а с двумя – все 200. В то время на автомобилях Mitsubishi еще не было системы GDI и с задачей доставки топлива в цилиндры справлялся обыкновенный электронный впрыск. Но даже несмотря на отсутствие «джедаев», в России моторы MMC считались капризными и ломкими. Видимо, потому, что для них со всеми их балансирными валами и прочими наворотами требовались качественные бензин и моторное масло, чего экономные российские пользователи обеспечить не могли. По этой причине сегодня на улицах Владивостока старых «мицу» встречается намного меньше, чем ветеранов других марок.
…но любезный
Debonair в переводе с английского означает «любезный». Подчеркнуто дипломатичный оттенок названия автомобиль получил именно за свой официальный вид и VIP-статус. Строгий квадратный дизайн, несомненно, разрабатывался под влиянием корпоративной философии «кокудзай», во главу угла которой ставятся скромность и достоинство. Скромность внешних данных Debonair привела к тому, что в 2001 году в Великобритании модель вошла в десятку наиболее «ужасных», по мнению тамошних журналистов, автомобилей, оказавшись в ней на шестом месте.
К чести английской прессы нужно сказать, что первое место они все-таки отдали британской машине марки Bristol Blenheim.
С мнением англичан по поводу внешности Mitsubishi Debonair соглашаются и многие наши соотечественники, однако есть люди, которые считают, что автор рейтинга Мартин Бакли просто не видел наш русский ВАЗ-2110.
Внутреннее содержание автомобиля сразу заставляет вспомнить старую сентенцию «внешность обманчива». Под угловатыми обводами скрывается просторный комфортабельный салон, обставленный с присущей Mitsubishi роскошью. Мягкие бархатные кресла, хромовые и деревянные вставки, всякие электронные штучки типа массажеров или поднимающихся подлокотников – все это говорит об автомобиле экстракласса. Пользователи Debonair особенно отмечают его плавность хода, которой удалось достичь за счет использования многорычажных независимых подвесок спереди и сзади.
Что кому достанется
Если искать Debonair второго поколения для частной коллекции, то делать это нужно сейчас, пока еще встречаются неплохо сохранившиеся отдельные экземпляры. Редкость марки часто приводит к тому, что вышедшие из строя родные узлы и агрегаты заменяют на приблизительно подходящие по параметрам – в результате общее состояние автомобиля ухудшается. Спасает положение только крепкий кузов, который достойно сопротивляется коррозии, если, конечно, последний хозяин Debonair не ездил на нем по соленому морскому песку на рыбалку, что, увы, в наших краях может случиться запросто. Суровые российские мужики не всегда бывают готовы к самурайским любезностям.
Цена подержанного «VIP-ужаса» может колебаться от 40 тысяч рублей за полностью «ушатанный» экземпляр, до 4–5 тысяч долларов за относительно неплохо сохранившийся автомобиль. Впрочем, таковой еще найти надо.