Без определенного места жительства
Именно граждане США подарили миру философию дома на колесах. Первые «моторные квартиры» появились за океаном еще до Второй мировой войны. Уже тогда встречались не только крохотные халупы, а прямо-таки хоромы – с несколькими спальнями, площадью с приличную квартиру.
Европейцы пока вели оседлый образ жизни, редко покидая насиженные места. Но в 1950-х в Старом Свете разгорелся туристический бум. И квадратные метры домов на колесах стали расти почти так же быстро, как стационарных.
ДАЧА... НА ПОВОДКЕ
Первопроходцы автомобильного туризма довольствовались домами-прицепами, поначалу предоставлявшими довольно скромный уровень комфорта. Зато взял «дачу» в прокат и... Не нужно искать отель и платить за него, можно выбрать самое живописное место, где «под каждым ей листком был готов и стол и дом».
Сегодняшние прицепы, конечно, шагнули далеко вперед. Но есть простые и доступные – эдакие палатки на колесах, вроде почти забытого ныне советского «Скифа». В походном положении «палатка» сложена. Буксировать ее под силу даже малолитражке. У такого «дома» нет собственных тормозов, мягкие стены из прочной непродуваемой синтетики раскладываются на алюминиевой раме вручную, реже при помощи электропривода.
Иногда мягкие домики рассчитаны аж на шесть человек, в распоряжении которых умывальник, холодильник, газовая или электрическая плита, простенькая, но симпатичная мебель. И все же завывание ветра и барабанная дробь дождя наводят на мысли о более капитальном жилище.
В бунгало с жесткими стенами и такой же крышей куда уютнее. Особенно если дом построен не просто из пластиковых панелей, а из «бутерброда», слои которого – обработанная особыми составами фанера, алюминий, теплоизоляционные маты и, наконец, ковровое покрытие на полу. Кузов смонтирован на прочном стальном шасси. Подвески – рессорные, пружинные или торсионные, иногда даже пневматические. У компактных бунгало есть собственные тормоза, хотя и простенькие – инерционные. Дача большего метража – с настоящими гидравлическими тормозами; они соединены с системой буксира.
Для маленькой семьи вполне достаточно одноосного прицепа, но есть и двух-, и даже трехосники. Здесь уже имеются душевые кабины, полноценные кровати, а еще гостиная, кухня... Раскладные столы и стулья давно не открытие. Некоторые дома на стоянке можно в считанные минуты увеличить практически вдвое.
Кстати, такую конструкцию применяют не только для роскошных особняков, но и для недорогих гостиниц. По Европе ездят так называемые ротели – отели на колесах. На «хвосте» у туристического автобуса раздвижной прицеп с небольшими спальными ячейками на 40 постояльцев (из двух одноместных легко сделать двухместную) и походной кухней. Отцепив «хвост», можно съездить на автобусе на экскурсию, а к вечеру вернуться домой.
Дорогие прицепы оснащают разъемами для подключения к электросети и водопроводу, необходимым для полноценной жизни на длительной стоянке в кемпинге. Перед отъездом подзаряжаем аккумуляторы, пополняем запасы воды, заправляем газовые баллоны… Отдать швартовы!
ОСОБНЯК С МОТОРОМ
Езда с прицепом, особенно большим и тяжелым, требует специфических навыков и достаточно мощного тягача. Многокомнатный комфортабельный дом целесообразней смонтировать на подходящем шасси, чем возить «хвостом».
Что нам стоит дом построить? Совсем немало: цена самых дешевых кемперов – несколько десятков тысяч долларов или евро. Неудивительно: современный «мотор-хоум» по конструкции не проще иной стационарной дачи.
Прежде всего, фирма-производитель покупает шасси. В Европе, как правило, – микроавтобус, американские инженеры чаще предпочитают легкие грузовики типа «Форда-F250». В США делают кемперы даже на базе полноценных больших автобусов. Такие хоромы стоят уже несколько сотен тысяч долларов. Их чаще арендуют под офисы и мини-гостиницы типа европейских ротелей.
Ясно, что снаряженная масса дома будет превышать массу автомобиля-донора. Как правило, она составляет 4500–7000 кг. Поэтому раму усиливают, доводят подвеску и тормоза, подбирают рассчитанные на тяжелую «ношу» двигатели и трансмиссии. Подавляющее большинство европейских да и американских кемперов – с тяговитыми, экономичными, долговечными дизелями. При этом рассчитывают, чтобы интервалы между визитами на техобслуживание у кемперов, как и у взрослых «дальнобойных» тягачей, были не чаще чем раз в 30 тыс. км.
Теперь пора строить сам дом. Габариты автомобилей нормированы, поэтому планировщикам приходится экономить каждый миллиметр пространства, не забывая, конечно, и о развесовке по осям.
Бесконтрольно наращивать массу тоже нельзя. Потому нынешние самоходные дома напичканы современными композитными материалами и дорогостоящими алюминиевыми сплавами. Неискушенный гость позавидует уютной кухне из дуба и полированного ореха. Но даже в самых фешенебельных особняках это не более чем отделка из тончайшего шпона, под которым легкий пластик. Из него же делают прочие предметы интерьера, иначе дом рискует превратиться из мобильного в стационарный.
Как и для прицепов, планировщики стремятся максимально расширить внутреннее пространство кемпера, используя для этого складные, выдвижные, демонтируемые столы, кресла и спальные места. А еще жилплощадь увеличивают раздвижными комнатами и подъемными крышами.
Большинство обитателей моторных домов не представляют, какие своеобразные решения находят конструкторы, чтобы, например, из крана потекла вода, а в горелке вспыхнул газ. Скажем, энергию для бытовой техники никогда не берут от автомобильных аккумуляторов. Испарения свинцовых батарей опасны для здоровья, поэтому используют обойму из нескольких гелиевых.
Приходится немало повозиться с кондиционированием и отоплением, чтобы обеспечить равномерный прогрев или охлаждение жилого отсека. Особенно сложны дома, рассчитанные на полностью автономное «плавание». На их борту генератор для выработки электроэнергии, внушительный запас газа и воды. В такой машине можно надолго удалиться от цивилизации, представив себя пионером, осваивающим неизвестные земли, полные тайн. Вот только удастся ли их найти?
Ведь времена Дикого Запада от нас так же далеки, как современные передвижные дома – от фургонов первых переселенцев.
Самая доступная дача – компактный одноосный прицеп.
Кухня в передвижной даче ничем не уступает домашней: холодильник, плита, микроволновая печь, посудомоечная машина.
Полная масса прицепного дома американской фирмы «Коачмастер», существующей с 1964 года, достигает 6,5 т.
«Мерседес-Бенц Джеймс Кук» щеголяет подъемной крышей, благодаря которой в доме становится светлее и просторнее.
Европейцы отдают предпочтение компактным, экономичным «самоходным» кемперам, таким как «Хюмер» на базе «ФИАТ-Дукато».
Салон «Джеймса Кука» трансформируется в считанные секунды.
Типичный американский вариант решения квартирного вопроса: навесной дом на пикапе.
Квартира фирмы «Баундер» оборудована выдвижным отсеком, заметно увеличивающим жилплощадь.
В последнее десятилетие популярны мобильные офисы, оснащенные системами связи и доступом в Интернет.
Такому интерьеру позавидует иной стационарный коттедж!