Каркас от природы
Автомобили раннего периода в основном создавались путем установки мотора на подвернувшуюся под руки коляску. И, соответственно, имели деревянную раму и деревянный же каркас кузова, обшитый жестью. Даже колеса и те были деревянными. Затем форма самодвижущихся экипажей стала меняться, но изготовлялись они все теми же методами, еще до конца 30-х годов кузова автомобилей имели деревянные каркасы. Изготовление было весьма трудоемким, ведь каждый брусок каркаса имел особую, как правило, криволинейную форму. То есть дерево надо было гнуть, а для этого размачивать, распаривать, потом выгибать, фиксировать и так высушивать… Все это стоило большого труда, времени и, конечно же, немалых денег.
Дерево широко применялось и в наружной отделке машин. Были кузова, деревянная конструкция которых не скрывалась, а, напротив, выставлялась напоказ. К примеру, торпедо типа normandie. В основном подобным образом выполнялись грузопассажирские кузова, причeм считались они весьма престижными и ставились на шасси таких марок, как Rolls-Royce, Daimler и Napier.
У дорогих машин выставленный напоказ деревянный каркас был тщательно отлакирован в несколько слоев. Кузовные ателье Barker и Labourdette в 20–30-е годы строили из дерева стильные кузова в форме лодки – boatail. У одного индийского магараджи был Bentley с таким кузовом и капотом из алюминия, отполированным до зеркального блеска. Но больше всего кузова «каркасом наружу» были распространены в США, потому и машины эти известны как woodies – «деревяшки».
Деревянный век
Если верить некоторым американским историкам, первый woody появился на свет в 1912 году: бостонская каретная фирма Cotton Body & Co построила автомобиль под названием Beverly Wagon на шасси Ford T – легендарной «жестянки Лиззи», «посадившей на колеса всю Америку». Деревянный «вэгон» получился настолько удачным, что изготовлением подобных авто стали заниматься одновременно фирмы Babcock, Waterloo, Cantrell – в отличие от громких имен кузовных ателье эти названия сейчас знакомы разве что истинным знатокам и подлинным фанатам woody.
Поначалу такие автомобили служили исключительно для корпоративных целей: перевозили постояльцев отелей, экскурсантов, студентов и школьников. Потом на них обратили внимание фермеры – одна из самых больших групп общества Нового Света. Что именно привлекло селян, точно не скажешь. Вероятно, возможность ремонта своими силами.
Однако первые серийные, вернее, мелкосерийные woody появились на американском рынке в 1923 году, когда их производство освоила фирма Durant Motors. То был деревянный кузов без боковин, смонтированный на обычном легковом шасси Durant. Другие автомобильные историки считают, что машины Star Station Wagon стали первыми серийными woody, в то время как деревянные кузова на шасси Ford T устанавливались только по специальному заказу. Потом поменялись и марки автомобилей – полугрузовые и пассажирские woody делались на шасси таких марок, как Dodge, Hudson, Chevrolet и даже Buick.
В 30-е woody стали особенно популярны. Ведь для изготовления деревянного кузова не требовались дорогие штампы и драгоценная сталь – woody делали не только отдельные мастерские, но и фирмы – производители автомобилей.
Недолгий ренессанс
Кажется, в Америке спрос на woody был всегда. В 1946 году переживающая не лучшие времена фирма Packard первой из американских автопроизводителей предложила покупателям цельнометаллический роскошный грузопассажирский вагон. Четырехдверная машина была с деревянными панелями дверей и деревянным же обрамлением окон.
После войны дерево вышло из употребления при изготовлении кузовов, но только не в случае с woodies – в 50–60-е ездить на них считалось особым шиком. Изменились и принципы конструкции: теперь основная масса «деревяшек» строилась по следующей схеме: кузов полностью из стали, а деревянные панели только в качестве украшения.
Причем если до войны такие машины были преимущественно утилитарным транспортом для фермеров, то потом стали предметом вожделения тех, кто хотел повыпендриваться. Ведь кроме универсалов station wagon были деревянные country-sedans с наружным противосолнечным козырьком и даже кабриолеты. А пижон мог заказать себе открытый «с деревом» 2-дверный Chevrolet, когда точно такой, но «в металле» свободно продавался в любом магазине!
Улицы многих американских городов пестрели многочисленными woodies как на шасси дешевых Ford, Plymouth или Chevrolet, так и престижных моделей Buick, Mercury, Chrysler. Однако самые дорогие марки, такие как Cadillac или Lincoln, стараясь сохранить престиж и достоинство, избегали предлагать покупателям «деревяшки», тем более грузопассажирские универсалы. И тем не менее любители woodies не обошли вниманием эти марки и заказывали мелким специализированным фирмочкам деревянные авто по своим собственным эскизам.
Но уже в 70-е такие машины выпускались в крайне небольшом количестве, а их покупатели являли собой малочисленную специфическую группу, и в условиях роста продаж, и, соответственно, совершенствования технологий и производственных мощностей им не нашлось места. Но вплоть до 90-х годов американские универсалы имели декор боковин woody-style, но это было уже не дерево, а всего лишь имитирующая его обклейка.