Зимний трек-2008
Зима в селе Усады Высокогорского района Татарстана, где находится не только знаменитый спиртзавод, построенный в начале прошлого века, но и один из лучших ледовых треков России, – интересное время. В день, когда здесь проходят соревнования, на внутренней дорожке виража после стартовой прямой, где происходят самые захватывающие события, собираются не только журналисты, но и цвет автоспорта страны. Здесь можно встретить самых лучших пилотов, в том числе и ветеранов; они азартно болеют за своих, эмоционально обсуждают ошибки, со знанием дела комментируют заезды.
Этот год не стал исключением: 20 января в Усадах состоялся большой спортивный праздник – здесь прошли первый этап чемпионата России по зимним трековым гонкам в классе N-1600 (специально подготовленные автомобили) и первый этап чемпионата Татарстана в классе А-1600 (почти серийные машины). А днем ранее – второй этап Кубка России в той же дисциплине (первый был проведен в Омске).
Оказавшись у этого виража морозным солнечным утром 20 января, вы могли увидеть среди представителей автоспортивного бомонда Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина. Кабиров, кстати, хороший ледовый гонщик – он без особых тренировок занял седьмое место на первом этапе чемпионата Татарстана.
Стоя в снежной пурге, поднимаемой шипами болидов, Фирдаус настолько живо обсуждал ход заездов, что никто и не думал донимать его вопросами о «Дакаре-2008» и африканских пустынях, все внимали его комментариям к ходу трековой гонки.
Однако в перерыве между заездами Кабиров и Чагин говорят о несостоявшемся марафоне, и говорят с грустью. Да, новые машины были подготовлены буквально за несколько дней до планировавшегося старта гонки, да, полноценные испытания провести не удалось, но команда «КамАЗ-Мастер» настолько слажена, настолько все уверены в профессионализме каждого – пилота, инженера, механика, – что, как заметил Фирдаус, не было никаких сомнений в успехе. Двухдневные тесты КамАЗ-4326-VK на Пиренейском полуострове подтвердили: КамАЗы были способны победить в этом «Дакаре».
Но тут начинается следующий заезд. Старт выигрывает Аркадий Жарков; после первого круга москвич лидирует и некоторые уже не сомневаются в том, что победителем заезда станет именно он. Однако на дальнем вираже расстановка сил кардинально меняется и Жарков приходит последним.
Перерыв, и разговор вновь переключается на команду «КамАЗ-Мастер». На прошлогодних версиях спортивного КамАЗ-4911 рессорная подвеска работала в паре с гидропневматическими стойками от БМП – боевой машины пехоты, которые берегли прежде всего машину, но не пилотов. Именно их Кабиров «благодарит» за травму позвоночника.
На этот раз поставили голландские амортизаторы Reiger Racing, и ход машины стал более плавным. Установка потребовала дополнительных испытаний и настройки амортизаторов; опыта подобных работ у команды не было, однако все получилось.
Усадский этап чемпионата России-2008 стал самым захватывающим и непредсказуемым за всю историю гонок на этой трассе. Борьба шла до последнего круга, и порой все решалось в последнем повороте. Букмекеры наверняка потирали руки. Лишь после завершения соревнований можно было делать какие-то прогнозы. Например, опытнейший Владимир Черевань, прозванный «орловским рысаком», скорее всего, вряд ли поднимется выше пятого места, которое он занял в Усадах.
«Молодым везде у нас дорога!» Екатеринбуржец Кирилл Ладыгин, одиннадцатикратный (!) чемпион в картинге и первый чемпион в классе спорткаров Lada Revolution, выступавший за сильную команду «Лада-Спорт», на усадском льду защитил честь отечественного производителя, заняв на Kalina второе место и заработав 88 очков. Третьим стал его одноклубник Брагин.
А победил на первом этапе чемпионата-2008 лукойловский пилот Алексей Дудукало на Ford Fiesta. Сегодня Алексея никто не причислит к категории «сильно молодых». Он уже был чемпионом зимнего трека в позапрошлом году, вот и на этот раз благодаря продуманной тактике и отличному пилотированию сумел подняться на верхнюю ступень пьедестала, набрав 100 очков – максимум.
А вот многие фавориты, такие как Борис Шульмейстер, Алексей Басов и другие, не смогли блеснуть на сверкающем от солнца льду. В начале года руководитель команды «СпортГараж» Сергей Крылов говорил: «Перед Тимуром стоит ответственная задача – проехать не хуже, чем в прошлом году, и побороться за звание чемпиона». К сожалению, прошлогодний победитель «Гонки звезд» 18-летний мастер спорта международного класса Тимур Садрединов не смог вступить в равную борьбу с зубрами ледового трека и закончил первый этап чемпионата лишь с восемью очками из ста возможных.
Не сложилась воскресная гонка и у постоянного фаворита усадского трека заслуженного мастера спорта Рустама Минниханова – бывшего главы Высокогорского района Татарстана, а ныне премьер-министра республики.
В итоговом протоколе чемпионата Татарстана он оказался третьим, пропустив на второе место своего племянника Расуля Минниханова, выступающего за СК «Намус». Первое место в этом этапе занял Ильдар Рахматуллин, сын известного татарстанского гонщика Ильхама Рахматуллина.
А по результатам заездов первого этапа чемпионата России премьер-министр на своей Honda, традиционно окрашенной в цвет гаишных жилетов, занял лишь 12-е место. Видно, груз государственных проблем помешал ему сконцентрироваться на гонке.
Мы в очередной раз убедились в том, что активная пропаганда автоспорта в республике дала свои плоды. Выросло новое поколение гонщиков, которые смогут составить достойную конкуренцию именитым пилотам из Москвы, Тольятти и других городов. И будут добиваться не меньших успехов, чем их отцы десяток лет назад.