В снежном плену
Первая половина зимы в этом сезоне на радость дворникам и коммунальным службам выдалась малоснежной. Расслабились и автомобилисты. Некоторые даже в январе ездили на летних шинах. Расплата за беспечность не заставила себя долго ждать.
Век живи, век учись
В последнюю неделю января снега навалило столько, что по улицам областного центра было сложно перемещаться и на зимней резине. В первое после снегопада утро многие саратовские водители так и не смогли выехать со стоянки. Немало было и тех, кто застрял у подъезда своего дома. Упорно газуя, они надеялись вырваться из снежного плена и выехать на очищенную улицу. Увы, чаще всего это заканчивалось тем, что колеса выкапывали глубокие ямы и машина садилась на брюхо. Более опытные водители преодолевали сугробы, раскачивая автомобиль или трогаясь со второй передачи, не давая колесам буксовать. Такой способ давал положительный эффект, но запах паленого сцепления недвусмысленно намекал: может потребоваться его замена.
Мне удалось выехать со стоянки после того, как снизил давление в шинах до 1 атм. Благодаря этой несложной процедуре сцепление покрышки с дорогой улучшилось, что позволило без пробуксовки доехать до очищенного от снега участка. После этого я вновь довел давление до нормы компрессором. Если вы захотите последовать моему примеру, хочу предупредить: нельзя уменьшать давление ниже 0,5 атм, иначе шина может провернуться на ободе.
Выбраться из сугроба поможет и домкрат. Надо лишь позаботься о том, чтобы его подпятник опирался на твердую поверхность. Если сугробы рядом с машиной глубокие, в качестве опоры можно использовать запаску. Приподняв буксующее колесо, надо подложить под него ветки или доски и по ним потихоньку выбираться на твердое место. Если есть фаркоп, домкрат можно завести под него.
Забытое старое
Три десятка лет назад, когда снежные зимы были правилом, а не исключением, многие водители возили в багажниках легковушек стальные противобуксовочные цепи. Проходимость они повышали ощутимо. Позже появились так называемые «пауки». В одном из прошлых выпусков нашей газеты мы рассказывали о том, как с их помощью можно выбраться из снежного плена. Купить и то и другое сейчас не проблема. «Пауки» хороши тем, что дают возможность двигаться с комфортом по жесткому покрытию со скоростью до 50 км/ч; за габариты шины они почти не выступают и не задевают детали подвески. Плюс ко всему гораздо менее склонны к «самозакапыванию». Отрицательный момент – меньший, чем у цепей, ресурс и немалая цена: 2000–3000 рублей за комплект. Вдобавок «пауки» занимают намного больше места в багажнике.
Комплект цепей на ведущие колеса можно приобрести менее чем за 1000 целковых. Лучше, когда звенья цепи расположены не поперек протектора шины, а по диагонали. Это не только улучшает поперечную устойчивость автомобиля, но и снижает вибрацию при движении по твердому покрытию. При выборе лучше отдать предпочтение универсальным цепям, рассчитанным на шины с любым посадочным диаметром и шириной профиля. Если вы поменяете машину или колесные диски, вам не придется тратиться на приобретение нового комплекта.
Особенности эксплуатации
Противобуксовочные цепи устанавливаются на ведущие(алучшенавсе) колеса всего за четверть часа. Удобнее это делать перед штурмом снежной целины. Если же машина уже увязла без цепей в снегу, то можно их установить, поочередно вывешивая колеса домкратом. Двигаться с цепями по дороге с твердым покрытием быстрее 15 км/ч не стоит, а сами цепи должны сидеть на шине свободно, иначе можно повредить резину. Современные цепи срез и новыми натяжителями обеспечивают свободную посадку, главное – не переусердствовать при установке.
Преодолевая сугробы, будьте аккуратны с педалью газа, особенно на глубоком и рыхлом снегу. Малейшая неточность – и автомобиль даже с цепями на колесах сразу садится на днище.