Лицом к Азии
Хорошие новости
Обратить внимание на азиатский рынок компанию ZF, которой принадлежат марки Sachs и Boge, заставили два факта. Во-первых, продукция ZF поставляется на конвейеры Honda, Nissan, Hyundai, KIA, Renault Samsung Motors. Во-вторых, размеры этого рынка все время увеличиваются, и игнорировать подобную тенденцию было бы неправильно. Вперед, на восток, решили немцы.
Для ответа на вопрос, насколько хорошо подойдут немецкие амортизаторы азиатским машинам, нам предложили провести стандартный тест, который доступен всем малайзийским покупателям. Нужно было проехать по тестовому маршруту на двух автомобилях Proton, отличающихся лишь тем, что на одном стояли стандартные амортизаторы, а на втором – Sachs Advanced, и сравнить ощущения. Маршрут проложили со знанием дела: даже среди хороших дорог Куала-Лумпура организаторы нашли участки асфальта с выбоинами, дали возможность проехать через пяток «лежачих полицейских», разогнаться по автостраде, пройти несколько затяжных поворотов по ровному и не очень асфальту. Разница была заметна без всяких приборов. Стандартные амортизаторы Proton едва заслуживают оценки «удовлетворительно». Они довольно ощутимо встряхивают машину на выбоинах, если на дуге поворота попадается даже небольшая складка асфальта, задняя ось спрыгивает наружу на несколько сантиметров. При этом на пологих волнах амортизаторы не в силах погасить вертикальную раскачку, по крайней мере когда в машине четверо. Проезд «лежачих полицейских» на предписанной скорости сопровождается срабатыванием подвески практически до ограничителя и вторым колебанием. Словом, типичные азиатские амортизаторы эконом-класса.
Второй Proton, в подвеске которого стояли Sachs Advanced, вел себя на дороге абсолютно иначе. На мелких выбоинах (а крупных я на дороге не видел) машина лишь чуть подрагивала, на пологих волнах вела себя четко и собранно, «лежачие полицейские» преодолевала с гораздо большим комфортом. А всегото заменили амортизаторы. Возможно, подобный тюнинг – самое выгодное предложение, если мерить по шкале «цена – улучшение характеристик».
Все здорово, но какое это имеет отношение к нам? Самое непосредственное. В ZF подсчитали, что в России на сегодняшний день зарегистрировано8,3 млн. иномарок, и больше половины из них составляют автомобили японского и корейского производства. Вот на них и нацелился концерн. С лета в 15 городах России стартуют продажи амортизаторов Sachs и Boge на «японцев» и «корейцев». Весь ассортимент составит 1300 типов амортизаторов на 400 моделей машин, а чтобы облегчить поиск необходимых деталей для «азиатской» программы, будут выпущены отдельные каталоги. Ценовая политика останется традиционной, никаких специальных, то есть очень низких, цен не будет. По заверениям сотрудников ZF Trading, демпинг как способ входа на рынок не их путь. Они уверены в качестве своей продукции, которая хорошо известна на российском рынке. Кроме того, сегодняшние цены на «азиатские» Sachs и Boge находятся на уровне конкурентов, какие-то позиции чуть дешевле, какие-то чуть дороже, но в целом паритет. И потому в ZF уверены в успехе. В презентации так и было написано: «В ноябре 2008 года будет проведен brand monitoring, и мы уверены, что получим отличные результаты». Посмотрим… В любом случае появление на рынке столь сильного игрока заставит конкурентов предпринимать какие-то действия: улучшать качество сервиса, продлевать сроки гарантии, а возможно, и снижать цены. В чем можно быть уверенным, так это в том, что владельцы японских и корейских машин от этого только выиграют.
Сингапур и Малайзия
Интересно было сравнить эти две страны – как оказалось, достаточно разные. Сингапур – бывшая английская колония, ныне представляющая собой небольшое государство с очень высоким уровнем жизни. А ведь независимость Сингапур получил немногим более 40 лет назад и за это время прошел путь практически от нищеты до сегодняшнего своего положения. Как такое удалось небольшому острову, не имеющему никаких природных ресурсов? В первую очередь благодаря стабильности и разумному управлению. На всем протяжении независимого существования у власти в Сингапуре фактически стоит одна семья, хотя формально Сингапур считается республикой. Коррупции нет, а польза извлекается из всего, из чего возможно. Сингапур – крупнейший порт, каждые три минуты в одном из его портов становится под погрузку или разгрузку корабль, а еще 700–800 ожидают своей очереди на рейде. Пробка без малого в тысячу кораблей – незабываемое зрелище. Кроме того, в Сингапуре производится огромное количество электронных компонентов, перерабатываются громадные объемы нефти, поскольку Сингапур еще и одно из крупнейших нефтехранилищ. Сингапур – лидер по поставкам на мировой рынок орхидей, которые сингапурцы покупают в основном в соседней Малайзии, облагораживают, упаковывают и имеют с этогонеплохой процент.
При таком высоком уровне жизни количество автомобилей на душу населения должно быть одним из самых высоких в мире, а, учитывая дефицит пространства, пробки выстраиваться неимоверные. Ничего подобного, машин много, но не слишком. Оказывается, правительство позаботилось и об этом. Нет никаких запретов, но все стоит денег. Из-за высоких пошлин автомобили в Сингапуре дорогие, в несколько раз дороже, чем, например, в России. Кроме того, перед тем как стать счастливым обладателем транспортного средства, необходимо приобрести разрешение на его покупку. Стоит оно около 10 000 евро и действительно в течение 10 лет. Имея такое разрешение, можно владеть не более чем одним автомобилем одновременно. Можно сэкономить, купив разрешение вдвое дешевле на «автомобиль выходного дня». В таком случае номерные знаки на вашей машине будут красными и ездить вы сможете по будням только с семи вечера до семи утра, а без ограничений лишь по выходным и праздникам. Иначе жутких размеров штраф. Но и это еще не все. В часы пик наиболее загруженные дороги становятся платными, о чем честно сообщают информационные щиты. Мол, от сих до сих проезд по этой дороге будет стоить столько-то денег. Никаких турникетов для оплаты нет, над дорогой в несколько рядов расположены считывающие устройства, а в машинах специальные приборы, в которые вставляются карточки с оплатой. При проезде под этим устройством деньги считываются автоматически, нужно лишь следить за балансом карты. А как же тем, у кого нет денег на машину? К их услугам метро, хорошо развитая сеть автобусных маршрутов, наконец, несметное количество такси с очень демократичными ценами. И, наконец, не стоит забывать, что размером весь остров не больше Москвы, так что добраться по нужному адресу несложно и без личного авто. Для въезда в Сингапур нужна виза, но это если вы собираетесь находиться там более 96 часов. Если меньше, достаточно показать пограничникам билет, подтверждающий, что вы покинете страну в означенный срок, и вам без проблем поставят в паспорте въездной штамп.
Перелет из Сингапура в столицу Малайзии Куала-Лумпур занимает меньше часа. Но это уже совсем другая страна. Многим малайская столица известна по самым высоким в мире 452-метровым башням-близнецам Petronas, и кажется, что все там у них в порядке. Но, Семен Семеныч, Куала-Лумпур – город контрастов. Один за другим растут небоскребы, но здесь же, у их подножия, можно встретить и обшарпанные, покрытые грибком «хрущобы». Страна изо всех сил рвется вверх, хотя до Сингапура ей еще ой как далеко. Тем не менее вокруг столицы растут кварталы новых современных жилых домов, размеры и количество торговых центров поражают воображение. В одном из них не меньше десятка этажей и самый большой в мире крытый парк аттракционов с полноразмерными американскими горками и массой других способов заставить женщин повизжать, а мужчин судорожно вцепиться в поручни. На чем зарабатывают? Нефть, пальмовое масло, в последнее время электроника – вот, пожалуй, основные статьи экспорта. Что касается автомобилей, то есть национальный производитель, Proton, и примерно половина автопарка страны именно этой марки. Никаких заградительных пошлин и дорогостоящих разрешений на покупку автомобилей в Малайзии нет, самый дешевыйProton стоит немногим больше 5000 долларов США, самый дорогой, престижная, простите, Perdana, – около 30 000 долларов. Купить машину может практически каждый, вот только ездить по Куала-Лумпуру не может никто. В городе в пробках стоит порядка трех миллионов автомобилей, хоть по крышам ходи. Тут поневоле задумаешься: может быть, сингапурские методы финансового регулирования транспортных потоков не такое уж и зло? Забавно обстоят дела с питанием: даже в дорогих ресторанах готовят невкусно. Просто не умеют малайцы готовить ни итальянскую пасту, ни японские суши. Но стараются. Знатоки говорят, что лучше покупать в маленьких уличных кафешках национальную малайскую еду, впрочем, без местных вряд ли удастся разобраться, что и где все же стоит есть. За те пару дней в Малайзии большего, увы, нам посмотреть не удалось, но если кто захочет познакомиться с этой страной поближе, виза на срок до 30 дней не нужна. Лететь можно и с остановкой на пару дней в Сингапуре, очень любопытное выходит сравнение.
Формула Сепанг
Еще один символ современной Малайзии – гоночная трасса Сепанг. Построенная 10 лет назад знаменитым Германом Тильке, она символизирует собой новую эру в Формуле-1. Поскольку компания ZF является давним партнером BMW в том числе и в автоспорте, мы, приехавшие по приглашению ZF, смогли попасть не только на трибуны. Нам устроили экскурсию в святая святых – боксы команды. Правда, камеры перед этим попросили зачехлить.
Атмосфера в команде спокойная, все работают не спеша, вдумчиво. Поразил огромный компьютерный центр, расположенный в боксах, где едва ли не круглосуточно инженеры анализируют телеметрию, держа постоянную связь с Мюнхеном. Посмотрели мы и на ротационные амортизаторы Sachs, применяемые в задних подвесках машин Формулы-1. Они примерно на 70 г легче традиционных и заметно компактнее. А это позволяет уменьшить размеры капота двигателя и тем самым улучшить аэродинамику. Мы не спрашивали, какой выигрыш во времени это дает, но если 0,1 с на круге – уже превосходно. В отличие от других гоночных серий, где принято использовать регулируемые амортизаторы, в Формуле-1 они с фиксированными настройками. Как это? Очень просто, необходимые параметры определяются заранее, исходя из предыдущего опыта и компьютерного моделирования, и с собой команда берет обычно шесть комплектов амортизаторов с заранее подобранными характеристиками. Если есть необходимость перенастроить машину, амортизаторы просто меняют.
Описывать гонку нет смысла, все желающие видели ее по телевизору. Пилот BMW Sauber Роберт Кубица финишировал вторым, его напарник Ник Хайдфельд – пятым, что дало возможность команде занять на этапе первое место. Выиграл же гонку Кими Райкконен на Ferrari. Но представители ZF такому обороту ничуть не расстроились. Ведь на Ferrari стоят не только амортизаторы Sachs, но и сцепление той же марки. Как пошутили немецкие коллеги, может, поэтому BMW пока и не может догнать Ferrari.
Самым же приятным моментом во всей поездке был результат, показанный нашим соотечественником Виталием Петровым в азиатской серии GP2. Это гоночная серия, из которой до Формулы-1 остается лишь шаг. И Виталий Петров на глазах у боссов команд «королевы автоспорта» совершил два чуда, одно большое и одно маленькое. В субботу, стартуя лишь с 17-й позиции, он выиграл гонку, опередив всех своих соперников, выступавших на точно таких же машинах. Это было большое чудо. После этого воскресная гонка стала чудом поменьше. Восьмая позиция на старте (первую восьмерку в воскресенье расставляют на старте в обратном порядке) ничуть не смутила выборжанина, и в первый поворот он въехал вторым, практически упираясь в лидера. Казалось бы, до второй победы за выходные осталось рукой подать, но увы… Гоночный инженер Виталия зачем-то в последний момент решил изменить столь удачные субботние настройки и прогадал. Машина оказалась медленнее, и Петрову вместо борьбы за победу пришлось полгонки отбивать атаки лидера серии Роберта Гронжана, которому прочат место в Ferrari. На широченном Сепанге с его длинными прямыми сделать это очень сложно, и в итоге Виталию пришлось пропустить соперника вперед. Но третье место наш пилот уже никому не отдал, став первым по итогам двух гонок. Чертовски приятно оказалось на другом конце Земли болеть за нашего гонщика, особенно когда он побеждает. Спасибо Виталию за победу и ZF Trading за то, что мы смогли увидеть это своими глазами. Глядишь, через год будем ездить болеть за наших на Формулу-1.