Суточная норма

Суточная норма

Перечень статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым водитель может подвергнуться административному аресту, с этого года расширен. Более сотни петербуржцев оказались за решеткой за грубые нарушения правил дорожного движения.

С начала года 146 человек в Петербурге были подвергнуты административному аресту за нарушение статей КоАП, касающихся ПДД, – говорит инспектор 5-го отдела петербургского Управления ГИБДД Андрей Фоминых. – Решение выносят мировые судьи.

Мера справедливая, мера адекватная.

В одном из судебных участков Центрального района рассказали, что подобные прецеденты в их практике уже имеются: «При вынесении решения об административном аресте за нарушение правил дорожного движения сроки, как правило, определяются не максимальные: до трех суток».

После вынесения решения суда человека направляют в изолятор временного содержания на Захарьевской, 6. Кстати, среди тех, кто уже там отсидел, есть и несколько женщин. По мнению адвоката Владимира Гарнина, специалиста по делам ДТП, нововведения в КоАП могут повысить дисциплину на дорогах: «Теперь, скорее всего, у водителей появится страх перед возможным отбыванием наказания. Но наша система не готова к таким мероприятиям, в том числе и потому, что мест для массового содержания большого числа нарушителей не хватит».

Александр Холодов, председатель петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», напоминает, что административный арест не является новым видом наказания: гражданин мог подвергнуться ему и раньше – например, за неуплату штрафов. По его словам, и сейчас многих таким образом наказывают за эту провинность. А причиной становится правовая безграмотность и сложность процедуры оплаты: нужно знать реквизиты, которые постоянно меняются, уложиться в сроки оплаты и так далее. В результате человек, задолжавший сто рублей, может провести под арестом до 15 суток.

– Категория автолюбителей, подпадающих под действие нововведений в Административном кодексе, весьма ограничена, – говорит Холодов. – Должно быть соблюдено несколько условий: водитель не имеет водительского удостоверения или лишен прав, был в нетрезвом виде, отказался пройти медицинское освидетельствование и прочее. Раньше эти люди от ответственности уходили: по мнению Верховного суда, нельзя лишить прав, если их и так нет.

Многие согласятся с тем, что административный арест, скажем, пьяного водителя, даже не получавшего прав, – мера справедливая и адекватная. По вине таких людей нередко происходят ДТП, в том числе со смертельным исходом. Но Александр Холодов упоминает о «группе риска» – водителях, которые могут не знать, что они уже лишены права управления, так как, например, судья принял постановление без них, а секретарь судебного участка по ошибке поставил отметку «Вступило в силу» и передал информацию в ГИБДД. Хотя с точки зрения закона постановление вступает в силу через 10 дней после его получения, если оно не было обжаловано.

Закон лучше знать

О случаях незаконного помещения в изолятор говорит и заведующая адвокатской консультацией «Автоправо» Марина Виноградова. «Например, лицо задерживается в пятницу вечером, и в этот день к судье, который может вынести решение об аресте, его не доставляют – в результате выходные водитель проводит в камере административно задержанных. При этом судебное решение о лишении его водительских прав может быть отменено или еще не вступило в силу, а информация об этом в ГИБДД не направлена».

Марина Виноградова рассказала случай, когда права у водителя были на руках и он пытался доказать сотрудникам ГИБДД, что решение суда о лишении прав отменено. Тем не менее мужчину отправили в камеру, поскольку данные об отмене решения до ГИБДД не дошли.

В результате человек пострадал морально и материально: автомобиль эвакуирован, груз, который он вез, задержан, около 4 тысяч рублей ушло на оплату штрафстоянки, где машина подвергалась риску повреждений, сам водитель в ожидании суда опасается садиться за руль, поскольку информация об отмене судебного решения о лишении прав в базу данных ГИБДД так и не поступила.

У нас до конца не отработана процедура взаимодействия между мировыми судьями, органами ГИБДД и гражданами, – говорят в адвокатской консультации. – Копии постановлений могут направляться в ГИБДД еще до того, как они вступили в законную силу, а лица, в отношении которых ведется дело, эти копии получают не всегда своевременно и не знают о том, что лишены прав.

Как говорят адвокаты, административный арест серьезное наказание и является средством устрашения: «Это эффективный способ воздействия на водителей, которые, к сожалению, безграмотны в правовом смысле. Например, немногие знают, что оставление водителем места ДТП и раньше могло повлечь за собой административный арест до 15 суток».

– И даже если водитель не нарушал правила, незнание закона может быть легко использовано против него, – говорит Виноградова. – Поэтому лучше не торопиться признавать себя виновным сразу на месте – в графе административного протокола «Объяснение правонарушителя». Для судьи, выносящего решение, это будет главным доказательством вины.

Подпишитесь на «За рулем» в