Составим протокол?

Составим протокол?

Если раньше автолюбители, попав в «несерьезное» ДТП, должны были оставаться на месте аварии, ожидая приезда сотрудников ГИБДД и страхового комиссара, создавая тем самым пробки на дорогах, теперь в случае незначительного ущерба они (в идеале) смогут разъехаться, обменявшись телефонами своих страховых компаний и заполнив необходимые документы.

Такое урегулирование убытков страхового случая называется «Европейский протокол». По словам специалиста «Центра страховых услуг» Александры Коржанской, о его введении в нашей стране говорят уже не первый год. Однако, похоже, именно в этом году европейский протокол станет неотъемлемой частью жизни на дорогах города.

Первые поправки в Законе об ОСАГО вступят в силу 1 июля, с введением механизма «прямого урегулирования убытков».

– Это означает, – говорит заместитель генерального директора по автострахованию страховой компании «Протектум Мобиле» Сергей Медюлянов, – что за выплатой страхователь будет обращаться не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою, и именно она проведет экспертизу, выплатит страховую сумму и затем выставит счет компании виновника. В конечном итоге ущерб оплачивает компания виновного, но такой механизм гораздо более удобен для страхователя.

Европейский протокол вводится как форма урегулирования убытков при ОСАГО. Есть определенный алгоритм, отработанный западными страховщиками. По словам Медюлянова, на Западе ДТП фиксирует полицейский, а вот кто будет осуществлять работу у нас в России, пока сказать сложно. По опыту тех же западных страховщиков, эта форма является логичным продолжением введения обязательных форм страхования. Например, во Франции европейский протокол был принят через пятнадцать лет после введения обязательного автострахования.

Есть вопросы

Основные изменения в Законе об ОСАГО вступят в силу в декабре. По словам руководителя СЗ дивизиона «Ренессанс Страхование» Павла Муретова, эти изменения предусматривают, что использование европротокола будет возможно в случае, если нет пострадавших (вред причинен только имуществу), ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом, обстоятельства ДТП не вызывают разногласий участников, извещения о дорожно-транспортном происшествии заполнены водителями, размер ущерба на превышает 25 тысяч рублей.

Другими словами, простого обмена телефонами страховых компаний, как это происходит на Западе, у нас будет недостаточно, необходимо также заполнить извещения по правилам ОСАГО, – говорит Павел Муретов.

– Остаются вопросы, – рассуждает Алексей Ковязин, начальник управления страхования автотранспорта СОАО «Регион», – как на практике будут реализовывать нововведения. Например, смогут ли водители не ошибиться в размере ущерба – 25 тысяч рублей, или самостоятельно оформить необходимые документы, а тем более правильно зарисовать схему происшествия. Вероятно, спорные ситуации будут рассматриваться в суде, вначале их будет достаточно много. Судам же придется прибегать к помощи экспертов по дорожно-транспортным происшествиям, которыми являются сотрудники ГИБДД, рассматривающие сегодня эти происшествия в досудебном порядке.

По мнению Ковязина, сложность еще и в том, что автомобилисты не знают всех тонкостей правил дорожного движения, а некоторые не знают их в принципе. Но именно интерпретация некоторых пунктов ПДД зачастую является определяющей при принятии решения о виновности. Водителю на месте может казаться, что он прав, а на самом деле это не так. Один из примеров – экстренное торможение в связи с возникновением опасной ситуации. Большинство при торможении начинают выворачивать руль, пытаясь избежать аварии, и меняют при этом траекторию движения своего автомобиля.

В результате, избегая одного столкновения, водитель совершает другое. Правила же предписывают торможение без изменения направления движения. В свою очередь в «Ренессанс Страховании» считают, что одной из важнейших проблем введения европейского протокола станет увеличение числа мошенничеств, прежде всего «любительских», так как контроля со стороны ГИБДД по мелким авариям больше не будет. А активность мошенников может вызвать необходимость повышения тарифов. Но и плюсы свои тоже есть. Например, в случае незначительного ДТП (ущерб которого не превышает 25 тысяч рублей) клиенту не нужно обращаться в ГИБДД за справками. Улучшится ситуация с пробками, возникающими в результате ожидания участниками ДТП сотрудников ГИБДД.

Процесс идет

По мнению заместителя генерального директора по страхованию ООО «Страховая компания «Протектум Мобиле» Ивана Пелевина, основная проблема, которая возникнет в первое время с введением прямого урегулирования, – это взаимоотношения между страховыми компаниями. Конфликты будут возникать и по причине того, что оценка ущерба в компаниях разнится, а значит, отличается и его стоимость.

– Однако опыт внедрения ОСАГО говорит о том, что со временем эмоциональная составляющая уходит, а остается отработанная схема, которой придерживаются. В любом случае большинство страховых компаний сходятся во мнении, что безусловно проводимые изменения по ОСАГО необходимы и полезны, поскольку упрощают для клиента процедуру получения возмещения. Процесс формирования грамотных отношений в этой сфере со скрипом, но идет.

– Уже сегодня процентов 20 просвещенных клиентов очень требовательно и осмотрительно начинают подходить к выбору страховой компании. Раньше большинство выбирало, что называется, на авось, а теперь все больше людей интересуются, наводят справки, оценивают, – говорит Александра Коржанская. Что не может не радовать.

Подпишитесь на «За рулем» в