Крепкий середняк

Крепкий середняк

Серийное производство Skoda Fabia началось в 2000 году в Чехии – сначала 5-дверный хэтчбек, позже универсал и седан. Модель построена на платформе Volkswagen Polo. В 2004 году семейство Fabia подвергли легкому рестайлингу. Машину оснащали 3-цилиндровым бензиновым мотором 1,2 л (54 и 64 л.с.), 4-цилиндровым 1.4 (60, 68, 75 и 101 л.с.) и 116-сильным 2 л.

Предлагались также экономичные турбодизели: 3-цилиндровый 1.4 (75 л.с.) и два 1,9-литровых мощностью 64 и 101 л.с. В конце 90-х чешская марка выбилась в лидеры российского рынка, однако по популярности Fabia не смогла даже приблизиться к своей предшественнице – Felicia. Со временем младшая сестра Volkswagen заметно подорожала, да и на вторичном рынке стоит немало: цена за автомобили 2000 года в северной столице начинается от $8000, за 2–3-летние модели в хорошей комплектации – от $11 000.

Проблемные места

По отзывам владельцев Fabia, основные недостатки модели типичны. К примеру, у машин с 3-цилиндровыми моторами частенько случаются проблемы при повседневной эксплуатации, плохой пуск в холодное время года, чаще всего по вине плохого качества топлива преждевременно умирают свечи и катушки зажигания (от 1450 руб.).

С 1,4-литровым агрегатом хлопот меньше – они достаточно надежны и неприхотливы. Кстати, достойно себя показали в наших условиях старые чешские нижневальные 1,4-литровые моторы (60 и 68 л.с.), которые сняли с производства в 2004 году. На подержанных Fabia они встречаются часто. Однако после 100 тыс. км пробега требуется замена цепи в приводе ГРМ и форсунок. Все вместе обойдется примерно в 20 тыс. руб.

У двигателей 1,4 л, 101 л.с. с индексами AUB или BBZ (на кузове красный шильдик 16V) другая беда: из-за большого содержания смол в отечественном топливе стержни клапанов покрываются отложениями и могут зависнуть в направляющих. Чтобы снизить вероятность поломки, желательно при каждом ТО промывать форсунки без демонтажа (на работающем двигателе); при этом очищаются и стержни клапанов.

Двигатели 16V 1,4 л мощностью 75 л.с. (индекс AUA, BBY или BKY) менее привередливы к качеству бензина, а на более старых двигателях AME, ATZ и AQV (68 л.с.) и AZE, AZF (60 л.с.) этих проблем вовсе нет. Надежный 1,6-литровый мотор хорошо знаком по другим моделям концерна VAG. Но не стоит пренебрегать заменой ремня ГРМ через 90 тыс. км. Всего 40–60 тыс. км прослужат натяжной ролик (520 руб.) приводного ремня и водяная помпа (1430 руб.). Нередко выходят из строя катушка зажигания (3900 руб.) и блок управления двигателем (10 000–12 500 руб.).Высоковольтные провода (2400 руб.) подвержены естественному старению, их хватает всего на три года. У всех моторов может внезапно выйти из строя бензонасос (5890 руб.).

Ходовая часть

Механическая коробка надежна и долговечна, передачи включаются образцово. Но со временем может разболтаться привод первой передачи, что решает замена пластиковых втулок. Работающее в паре с МКП сцепление служит при интенсивной городской езде не более 100 тыс. км, на замену или капитальный ремонт потребуется примерно 7 тыс. руб.

Подвеска, McPherson спереди и упругая балка сзади, демократична в обслуживании, но некоторые сюрпризы все же может преподнести. Втулки переднего стабилизатора изнашиваются к 30 тыс. км. До 2003 года они делались вместе со стабилизатором, потом их конструкцию изменили, что благотворно отразилось на надежности.

Подшипники ступиц передних колес, бывает, не выдерживают и 45 тыс. км. Не исключены проблемы с рулевым управлением. Если усилие на баранке резко и самопроизвольно меняется, а на щитке приборов вспыхивают контрольные лампы неисправности двигателя и электроусилителя, наверняка вышел из строя датчик поворота руля. Иногда отказывает электрический насос – его замена обойдется в 18 500 руб. Если подтекает сама рейка, что может случиться спустя 60 тыс. км пробега, придется покупать новую (примерно 25 тыс. руб.).

На экземплярах с задними барабанными тормозами быстро изнашиваются колодки и рабочие тормозные цилиндры, которые, бывает, не доживают даже до второй замены колодок. Передние суппорты не заклинят при периодической смазке на каждом ТО. А такие детали, как рулевые тяги, шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов, служат

достаточно долго. Адаптированная к российским условиям подвеска показала себя более крепкой по сравнению с европейской версией.

Кузов

Коррозионная стойкость кузова Fabia высокая – 12-летняя гарантия на сквозную коррозию. Ры жие «паучки» могут появиться уже через три сезона вокруг накладки ручки и замка, а на универсале еще и возле заднего стекла. Не стоит оставлять машину надолго с грязным кузовом, тем более в теплом гараже. Встречалось и отслаивание краски на торцах колесных арок – штатные пластиковые подкрылки не полностью их защищают. Лучше не дожидаться сколов и обработать торцы антигравием. Сайлент-блоки более живучи, но и для них после 3–4 лет наступает критический срок.

Отзывы владельцев

Владимир, 38 лет (программист):

– Недавно сделал ТО на пробеге 60 тыс. км. Замена масла, тормозной жидкости, проверка КП, диагностика двигателя и подвески, замена воздушного фильтра и свечей. Все обошлось менее чем в 5 тыс. руб. за работу плюс запчасти. Несколько раз на протяжении первой зимы слетала трубка подвода жидкости к стеклоомывателю задней двери. Недавно на моей двухлетке появились люфты подшипников передних колес. Обе ступицы заменили по гарантии, а к ним вдобавок обе стойки стабилизатора поперечной устойчивости.

После 60 тыс. км при каждом ТО механики обязательно проверяют состояние цепи ГРМ. Основной недостаток электрооборудования на Fabia – слабый генератор, выдающий всего 70А, на более поздних моделях уже 90 А. Зимой для полной зарядки аккумулятора этого может не хватить, и по утрам возникают трудности с пуском.

Александр, 45 лет (менеджер):

Если вдруг «потяжелел» руль, значит, отказал электрогидроусилитель. Частая причина – неисправность датчика поворота руля. Причем эти датчики «кончаются» почти на всех Fabia, теперь их меняют на другие, более надежные. На моей «фабе» ближе к ТО-6 (90 тыс. км) загудел передний правый ступичный подшипник.

На подъемнике выяснилось, что и левый подшипник на подходе. С задними колодками тоже были проблемы. Пришлось менять их вместе с задними барабанами. Кстати, перед ТО у машины оценили остаточную работоспособность амортизаторов передней и задней оси — 67 и 70 процентов соответственно. По нормам Skoda Auto это вполне допустимо: неисправными амортизаторы считаются при падении демпфирующих свойств до 60%. На отметке 90 тыс. км зажглась контрольная лампочка уровня охлаждающей жидкости — антифриз утекал из-под датчика температуры.

Расценки

Если не рассматривать гарантийные случаи и визиты на сервисные станции относительно свежих экземпляров, срок гарантии которых недавно закончился, обслуживание пятилетней Fabia с пробегом 70 тыс. км и типичным бензиновым

двигателем 1,2–1,4 выглядит в Петербурге следующим образом.

Стандартное ТО обойдется владельцу в 4– 9 тыс. руб. Если на диагностике выяснится, что потребуется более серьезный ремонт, сумма увеличивается пропорционально. Нормочас у всех официалов стоит одинаково – 1080 руб. Гарантия на запасные части обычно составляет два года, на работы – полгода. Записываться необходимо за 2–3 дня.

Итог

Может показаться, что чешские «мини» доставляют слишком много проблем, но возникают они лишь при несвоевременном техническом обслуживании. Все же Fabia – типично городская малолитражка с присущими ей достоинствами и недостатками. Кстати, по данным TUV, Skoda Fabia по надежности крепкий середняк: 2–3-летние модели занимают в списке самых надежных автомобилей 38-е место из 113, а 4–5-летние – 47-е.

Подпишитесь на «За рулем» в