Закон и дышло

ЗАКОН И ДЫШЛО

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: СНИМАЕМ С УЧЕТА

Собственно, так во всех цивилизованных странах. Теперь, чтобы продать автомобиль, достаточно ударить с покупателем по рукам. Продавцу – деньги, покупателю – документы на машину и ключи, затем последний в пятидневный срок обязан снять автомобиль с учета и зарегистрировать его на свое имя по месту жительства. Как и обещали в прошлом номере, следуя букве этого документа, мы решили попробовать снять автомобиль с учета по-новому.

ЧИТАЙТЕ ВСЕ!

Для чистоты эксперимента выбрали самый народный российский автомобиль: VAZ 2109 цвета «гнилая вишня» 1992 года выпуска. Надо сказать, машина для своих лет выглядела вполне прилично. Аппарат зарегистрирован в области, ставить его на учет надо было в Москве, что тоже играло нам на руку. Попутно намеревались зарегистрировать и новый двигатель. Итак, ударив с продавцом машины по рукам («Ну, мужики, удачи вам») и подписав для формы простой письменный договор купли-продажи, поехали снимать «девятку» с учета. Заполнив необходимые документы и заплатив все, что причитается при подобных операциях, подаем бумаги в окошко регистрации Красногорской ГИБДД (или ГАИ, что одно и то же). Капитан, бегло посмотрев на поданные нами бумаги, вежливо, но с душевным надрывом советует: «Ребята, читайте все!». А-а-а, оказывается, надо еще снять копии с ПТС, справки-счета на двигатель и договора купли-продажи транспортного средства. Строго говоря, эти заботы не граждан, ведь копии нужны только ГАИ, но кто об этом помнит! Тут же, в небольшом вагончике снимаем копии. За четыре листа – 50 (!) рублей. Хороший заработок! Ладно, договорились ведь – по пустякам не «вязаться», поэтому – снова к окошку. Но тот же капитан опять вежливо отсылает нас к плакату. Оказывается, надо сначала проехать на площадку для сверки номеров, которая происходит ежедневно с 16.00 до 17.00. Ждать пришлось не очень долго – сотрудник ГИБДД появился в 16.40. Его помощник объяснил опоздание так: «Ребята, инспектор не резиновый, а обязанностей много; но не волнуйтесь, он успеет сделать все». И правда, успел, но рабочий день почти закончен, и в очередной раз отправиться к окошку мы решили уже завтра.

КАК ПОДПОЛКОВНИК РЕУС МОСКВУ-РЕКУ ПОДЖИГАЛ

Как всегда, здесь толпился народ; лица граждан выражали сыновнюю любовь к органам ГАИ, а голоса были предельно корректны и вежливы. Как и следовало ожидать, капитан посмотрел на документы, на нас – а собственника-то нет! Вердикт был коротким: «Снять машину с учета нельзя. Не согласны? Идите в восьмой кабинет!».

Заместитель начальника по РЭР Красногорского ОГИБДД, подполковник милиции И. Реус тоже поинтересовался судьбой собственника автомобиля, а мы заученно сослались на решение Верховного суда. В ответ Иван Михайлович дал понять, что за шесть лет работы в этой должности он повидал всякого. И чего он только не вытерпел, вплоть до «обвинений в поджоге реки Москвы». Вместе мы посмеялись над шуткой и упрямо завели песнь о главенствующей роли решения Верховного суда в нашем деле. Иван Михайлович снова напомнил, сколько он повидал и что ежедневное нахождение между молотом и наковальней не способствует нормальной работе. Все-таки в конце концов он согласился снять с учета многострадальную «девятку». Ура, есть еще справедливые начальники на земле русской! И вдруг в справке-счете на двигатель Иван Михайлович обнаружил отсутствие подписи хозяина. «Вот что, мужики, найдите хозяина, пусть распишется, приезжайте завтра, и я сниму машину с учета», – пообещал замначальника. Вот это да! Выходит, все-таки работает закон!

Однако на следующий день нас ждал сюрприз. Подполковник Реус лично дал нам письменный отказ, на основании пункта 3.1 приказа МВД № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (хотя со 2.12.2003 г. этот пункт признан недействующим – ред.). «А как же решение Верховного суда?» – изумились мы. – «А никак. Мы в своей работе руководствуемся приказами. Пока нам сверху не спустят указание на этот счет – ничего с вашей регистрацией не выйдет».

БЕЗ ОБИД!

Из Красногорска мы прямиком направились в областное Управление ГАИ. Все-таки там начальство повыше, может, разберутся с нашим вопросом. Обстановка на входе приятно удивляла. Идеальная чистота, на стене висит список внутренних телефонов должностных лиц, рядом стоит современный компьютер с сенсорным экраном (!) – любой желающий может ознакомиться с нормативными актами, на основании которых действует автоинспекция. Правда, когда мы попытались это сделать, выяснилось, что акты устарели и отменены еще год назад. Как-то несолидно – такое оборудование современное!.. Ладно, договорились не цепляться к мелочам. Вежливый часовой предложил позвонить по внутреннему телефону и договориться о приеме. После многочисленных попыток (минут на 30) наконец-то ответил женский голос: «Ждите!».

Минут через пять нас принял подполковник, заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы Д. Мосин. Внимательно изучив наши документы, Дмитрий Федорович вежливо объяснил, что отказали в регистрации нам совершенно правильно. О решении суда он знает, но ведь приказа по этому поводу нет! Так что все претензии – к Главному управлению автоинспекции и МВД. Стало понятно, что дальнейшее хождение по кабинетам бессмысленно. Поэтому, строго по закону, мы отправили две жалобы на невыполнение сотрудниками ГАИ обязательного для всех решения Верховного суда – в ГУ ГИБДД МВД РФ и Прокуратуру РФ. Предупреждаем – в наших действиях нет никаких личных обид ни на одного из подполковников, мы просто хотим, чтобы строго соблюдались конституционные нормы. Так что «девятку» с учета мы все-таки надеемся снять, только будет это, видимо, не просто и не завтра. Но о результатах – обязательно расскажем.

«Я ВЕДЬ ВАМ ПОМОЧЬ ХОТЕЛ, ГРАЖДАНЕ СУДЬИ!»

Почему же не выполняется решение Верховного суда, по сути своей обязательное для всех и не зависящее ни от каких приказов? Ответ, как всегда, прост: наши правоохранительные органы живут и работают… в прошлом. Сегодня, когда автопарк страны прирастает почти на миллион машин в год, ГАИ пытается действовать по старинке, контролировать все и вся. А сил на это, естественно, не хватает. Надо ведь вести учет автомототранспорта, искать угнанные автомобили, проводить техосмотры, принимать экзамены на «права», выезжать на ДТП, регулировать движение и т. д., и т. п. Вспомните – с советских времен самой страшной пыткой для автолюбителя была процедура снятия и постановки машины на учет (чтобы ее обойти, и выдумывали всякие варианты типа «продажи по доверенности»). По сути, решение Верховного суда значительно упрощает эту процедуру, но ГАИ этому… сопротивляется.

Почему не доверяют наши «органы» своим гражданам, понятно. А вдруг машину угнали или заставили отдать силой? А на встречный довод – раз не числится автомобиль в базе угнанных, то, согласно принципу презумпции невиновности, нечего гражданина в преступлениях подозревать – у милиции есть убийственный контрдовод. Ну нет у нас в стране единой федеральной компьютерной базы зарегистрированных транспортных средств! А вот это, извините, уже не наша проблема. Мы все налоги платим исправно и за совершение регистрационных действий тоже заплатили все, как положено. И не понимаем, почему у здания МВД толпятся сплошь роскошные иномарки, а на покупку компьютеров и обучение персонала не хватает средств.

И вообще, если высший орган судебной власти принял решение – оно обязательно для применения на всей территории Российской Федерации, для всех без исключения организаций, должностных лиц и граждан. Так требуют Конституция и Гражданский процессуальный кодекс, и ни о каких ведомственных приказах, которые могут отменить решение суда, там нет ни слова.

А мы постараемся довести дело до конца. Пусть даже нам придется требовать по суду выполнения решения Верховного суда! Потому что это – уже не мелочи.

«Снимать машину с учета? В очередь!..»

Подпишитесь на «За рулем» в