Мотокросс или конфуз?
Отшумели торжества, посвященные 65-й годовщине победы в Сталинградской битвы. В мероприятиях были задействованы и мотоспортсмены. К слову, мотоциклисты вышли на дистанцию в 45-й раз. Впервые соревнования прошли в 20-летний юбилей победы Красной Армии над войсками вермахта у стен Сталинграда. И тогда, как рассказали ветераны технических видов спорта, мотокросс имел всесоюзный масштаб, на соревнования съезжались десятки мотогонщиков не только из соседних областей, и чтобы попасть на «трассу мужества», надо было еще заслужить это право.
Среди участников было немало титулованных спортсменов, мастеров спорта. В каждом классе за победу боролись три десятка мотоциклистов. Кроссовые баталии разворачивались в амфитеатре, образованном берегами глубокой балки
в районе Качинского училища летчиков, и собирали тысячи зрителей.
Даже в начале перестройки соревнования, посвященные славной дате, еще оставались зрелищными. Но техника износилась, стрелка финансового спидометра со стороны оборонного ведомства (ДОСААФ) на развитие мото- и автоспорта, картинга сползла до нуля. И последние годы технический спорт держался лишь на энтузиастах, ряды которых также сократились. Остались самые одержимые…
К сожалению, судный час пришел. По крайней мере, от последней «битвы моторов» остались грустные впечатления. Местом проведения соревнований организаторы – областной совет РОСТО (ДОСААФ) и клуб «АлИг» – почему-то выбрали склоны правобережья Волги в Красноармейском районе, аккурат напротив поста ДПС «Лазоревый». «Черта на куличках» найти оказалось непросто и автомобилистам, поскольку добраться до места старта можно было, сделав большой крюк через улицу Электростальскую и родники.
Мой случайный попутчик тоже запутался в лабиринте частных домиков, хотя жил недалеко отсюда. С горечью заметил: «Почти не было информации о проведении соревнований. Спасибо сыну, тот позвонил с Октябрьского, чтобы узнать время начала соревнований. Я ведь почти все молодые годы сам отчаянно гонялся на мотоциклах».
Рассказал мне этот неравнодушный человек и о том, что чуть левее нынешней трассы тренируются летом какие-то мотоциклисты. А затем, тяжело вздохнув и крепко выругавшись, добавил: «Только в нашем районе было три площадки для тренировок и соревнований, собиравшие десятки мальчишек. А куда теперь податься юнцу?!»
…Крутые склоны, расчерченные балками и покрытые слоем снега, могли стать «домашней» площадкой для азартной борьбы. Увы, этого не случилось. Даже не знатоки заметили, что трасса приглажена бульдозером только для обозначения места, чтоб не залезать в глубокий снег по ступицы. Правда, кое-где были утрамбованы пятачки, чтобы перед штурмом высот гонщики могли вволю «поелозить». Но редким фотожурналистам, вечно ищущим хороший кадр, эти шедевры вскоре надоели.
Отщелкав почти сотню кадров, еще один бывший мотогонщик, а теперь фотолюбитель сокрушался: «Да разве это преграда, пусть местами и обледеневшая? Это забава для нашпигованных шипами колес! Мы на обычной резине брали бастионы и покруче – дух захватывало! Правда, сильно изматывались, особенно во втором заезде. Казалось, что еще чуть-чуть – и не выдержишь… А тут испытание машин на проходимость, а спортсменов на знание тактики».
Чуть ранее, на открытии соревнований, динамики разнесли по округе пафосные слова руководителя областного РОСТО и его зама, посвященные юбилею Сталинградской битвы и мужественным парням – спортсменам, робко переминавшимся в шеренге. Затем высокие слова «продублировали» представитель районной администрации, общественники… Ораторов оказалось в два раза больше, чем выстроившихся под спортивными и политическими знаменами мотогонщиков. Затем большая часть чиновников с чувством исполненного долга незаметно уехала. А болельщики, настоящие патриоты спорта, ждали предстоящую борьбу, подбадривали криком падающих и скользящих по склонам неудачников.
Однако накала спортивных страстей не получилось, поскольку мотоциклистов двух классов – с объемом двигателя 125 и 250 куб. см – объединили в один заезд. Почему? Да потому, что их оказалось всего десять, главным образом из клубов «АлИг» и LeonFox, пара из Светлого Яра (все из Волгоградской области) и лишь два мотогонщика, как было заявлено, из Астрахани. А ведь еще два года назад на «Битву на Волге» приезжали из Ростова, Самары, Саратова, Краснодара, из Калмыкии. Соревнования проигнорировали и некоторые местные звезды, в том числе мастера спорта Евдокимов и Самарский. А на душе остался неприятный осадок. Уверен, что в столь славную годовщину можно было и призы найти весомые, например мотоцикл для клуба...
Итак, одни оконфузились, другие показали смелость, ловкость, любовь к мотоспорту. Честь и хвала им!