«Я ее победю!»
Каких-то полгода назад перед этим автомобилем, стоявшим в одном из гаражей Прибрежного, маячила перспектива превратиться в брикет металлолома и отправиться на переплавку. Владелец старенького Volvo 144 не имел ни времени, ни средств, чтобы заниматься восстановлением машины, а тут приблизился срок возвращения взятого в аренду гаража. Пришлось оперативно продавать автомобиль, и было не до сантиментов и рассуждений о привязанностях. Так уж получилось, что я оказался одним из тех многих, кто приезжал на смотрины. Мной руководило не желание купить средство передвижения, а бескорыстный интерес. Покупатель нашелся рядом – этот Volvo приобрел сосед по гаражу по имени Виктор.
– Люблю чинить и мастерить, – поясняет он. – К тому же прежде у меня был Volvo, выпущенный в 70-е, и с этой техникой я немного знаком. Поначалу Виктор брал Volvo 144 просто как разъездную машину, но очень быстро разглядел в ней раритет и оставил мысль о модернизации. Модель 144, к выпуску которой компания Volvo приступила в 1966 году, весьма колоритный автомобиль, настоящий эксклюзив. К тому же признанный в свое время самым безопасным в мире. Травмобезопасная рулевая колонка – секционная, складывающаяся при ударе. В 1959 году шведы первыми в мире стали использовать 3-точечные ремни безопасности в серийном производстве, а на 144-й стояли особенные, с новыми на тот момент замками. Включать в конструкцию зоны прогнозируемой деформации одними из первых стали именно скандинавы. На всех четырех колесах стоят дисковые тормоза, привод с вакуумным усилителем; каждый из двух контуров этой системы воздействовал на три колеса из четырех.
Среди прочих достоинств машины просторный салон и вместительный багажник. Расстояние от ног задних пассажиров до передних сидений почти как в автомобиле бизнес-класса, обивка сидений – высококачественный кожзаменитель черного цвета.
Посмотрите – ничего не напоминает? – спрашивает Виктор. Как же, узнаю: рычаг 4-скоростной коробки передач и руль, как на «Волге» ГАЗ-24, и сиденья весьма похожи. Кстати, замок «волговской» двери тоже аналог шведского. К чести наших конструкторов, они использовали лучшие образцы.
Интересная деталь – на хромированной решетке радиатора вы не увидите привычной диагональной черты с эмблемой Volvo – символом Марса. В том далеком 1967 году логотип – перечеркнутая латинская буква V – размещался на капоте. Шкала ленточного спидометра непривычно растянутая, последняя цифра – 200. Неплохую по тем временам скорость развивал Volvo с 4-цилиндровым двигателем объемом 2 литра! Еще одна особенность модели – расположение рычага ручного тормоза слева от водителя, между сиденьем и дверью. «Несподручно, конечно, – вздыхает Виктор, – но привыкнуть можно».
Шведы обеспечили надежному автомобилю большой запас прочности даже в мелочах. Вот, например, рычажки открывания дверей. На некоторых современных авто эти закорючки настолько хлипкие, что боишься их дернуть посильнее, чтобы ненароком не сломать. В Volvo 144 этот рычажок – вечная деталь: он движется в плоскости двери и имеет упругие ограничители.
Досталась мне машина не в лучшем виде, – рассказывает новый хозяин, и я готов подтвердить его слова. – Местами кузов проржавел до дыр, в салоне появилась плесень. Зато двигатель в неплохом состоянии, вот только поршневые кольца все-таки придется заменить. Хитрый горизонтальный карбюратор с демпферной системой я уже настроил, перебрал ходовую часть, заменил различные пыльники и пружины, отрегулировал «закисшие» стеклоподъемники, разработал заржавевший привод стояночного тормоза. Работаю над гидравлической тормозной системой. Остается лишь одно, что я самостоятельно не осилю, – вернуть кузову родной ярко-красный цвет. Полная перекраска требует серьезных затрат, но я ее все-таки победю!