Паркетный набор
Mitsubishi Outlander
Компания Mitsubishi около полувека выпускает внедорожники рамной конструкции. Однако первый кроссовер в ее модельном ряду появился только в 2001 году. Это был Airtrek, который предлагался для внутреннего рынка. Спустя пару лет автомобиль начали продавать в Америке и Европе под именем Outlander. Он имеет 5-дверный несущий кузов, независимые подвески всех колес. У Outlander постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, блокируемым вискомуфтой. В США и Европе есть модификации с приводом только на передние колеса. В России, кстати, официально продавались исключительно машины 4х4.
В моторной линейке 4-цилиндровые бензиновые двигатели 2.0 (136 л.с.) и 2.4 (142 и 160 л.с.), а также турбонаддувный 2.0 мощностью 240 л.с. (для европейских версий – 200 л.с.). Стандартный вариант трансмиссии – 5-ступенчатая механическая коробка передач. С мотором 2.4 доступен и 4-ступенчатый «автомат», а с самой мощной турбоверсией – 5-ступенчатый.
Комплектация
Европейские дилеры продавали Outlander прошлого поколения в двух основных комплектациях – Comfort и Sport. Первая версия считается базовой и включает ABS, фронтальные и боковые подушки безопасности, кондиционер, сервоприводы четырех стекол и боковых зеркал. Вариант Sport дополняет стандартную противотуманными фарами, климат-контролем, литыми дисками колес.
С 2005 года уровень оснащенности Comfort и Sport стал называться соответственно Invite и Intense. Тогда же появилась комплектация Motion, предлагающая дополнительно аудиосистему с CD-проигрывателем. Самая мощная модификация с турбонаддувным 2-литровым двигателем подразумевает кожаную отделку салона, обогрев передних кресел, электролюк в крыше, омыватели фар. Российский вариант комплектации практически полностью соответствует европейскому, правда, подушек безопасности в стандартной версии только две. Среди экземпляров из США преобладают машины с мотором 2.4, кожаным салоном, автоматической коробкой, но «янки» нередко переднеприводные.
Двигатель
На Outlander устанавливались «четверки» 2.0 и 2.4, которые уже более двух десятков лет известны по другим моделям компании. Они проявили себя с лучшей стороны, и проблем с ними в эксплуатации минимум. Азартному драйверу больше подойдет 2,4-литровая модификация или экстремальная версия с турбонаддувом. Впрочем, последний вариант редко встречается на вторичном рынке.
На двигателях предписано устанавливать дорогие свечи с иридиевым центральным электродом. В наших условиях они выхаживают в среднем 30–50 тыс. км, что в два-три раза меньше их срока жизни в Европе или Америке. В принципе, можно прикупить обычные свечи зажигания (от 120 руб.) с аналогичными характеристиками. Регламент замены ремня ГРМ (с роликами), как на всех Mitsubishi, – 90 тыс. км. Практика показывает, что одновременно с ним придется обновить также приводные ремни вспомогательных агрегатов и балансировочных валов.
Водителю подержанного Outlander необходимо бдительно следить за температурой охлаждающей жидкости. Обычно причиной перегрева становится прохудившийся от дорожных химикатов радиатор – частая хворь машин из крупных российских городов. После доработки радиатора два года назад с дефектом было покончено. Не исключен выход из строя блока управления вентиляторами охлаждения (пропеллер крутится постоянно, не давая мотору выйти на рабочую температуру, а иногда не включается).
Ходовая часть
При проскальзывании передних колес вискомуфта, расположенная в межосевом дифференциале, частично блокируется и перебрасывает момент на все колеса. Правда, если долго буксовать на бездорожье, вискомуфту можно довести до «кипения», и она заклинит. Заодно почти наверняка спалите сцепление или сожжете «автомат». А это уже серьезные траты, о чем следует помнить тем, кто путает возможности паркетника и настоящего внедорожника. МКП в целом беспроблемна, а механизм сцепления гарантированно служит 120–150 тыс. км. Довольно архаичной конструкции 4-диапазонный «автомат» неприхотлив и успешно поддается ремонту. Регламент замены масла: в МКП – через 105 тыс. км, в «автомате» – 90 тыс. км, в раздаточной коробке и переднем редукторе – 75 тыс. км, в заднем редукторе – 45 тыс. км.
Независимая подвеска при нормальной эксплуатации гарантированно прослужит 100 тыс. км. Рулевая рейка выдерживает 150 тыс. км, хотя иногда начинает постукивать и после 30–50 тыс. км. Но с таким стуком можно наездить еще столько же. Многие владельцы Outlander жаловались на скрип задних поперечных рычагов, точнее, их сайлент-блоков. Но после изменения конструкции рычагов и резинок «бэк-вокал» исчез...
Hyundai Tuсson
Кроссовер Tuсson пополнил модельную гамму Hyundai в 2004 году. Вскоре после премьеры в Сеуле новинка стала распространяться в США, а продажи в Европе стартовали в августе того же года. У Hyundai Tucson несущий кузов и независимые подвески, что обеспечивает неплохую управляемость на асфальте. Внедорожные таланты традиционны для машин такого типа: в нормальных условиях Tucson приводят в движение передние колеса, при их пробуксовке задние подключаются автоматически, демультипликатора нет. Существуют и переднеприводные модификации, которые с недавнего времени продаются и на российском рынке.
Гамма двигателей машин вторичного рынка состоит в основном из бензиновой «четверки» 2.0 (140 л.с.) и V6 2.7 (173 л.с.). Машины с 4-цилиндровым турбодизелем 2.0 (115 л. с.) шли только в страны Европы. В Россию такие версии Tucson до последнего времени официально не поставлялись, да и в Штатах их тоже не было – там машины на солярке обходят стороной. С «четверками» сочетаются 5-ступенчатая механическая коробка и 4-диапазонный «автомат». АКП – единственно возможная трансмиссия для Tucson 2.7.
Комплектация
Машины из Европы оснащены достаточно щедро. Базовая версия GLS снабжена ABS с распределением тормозного усилия по осям, восемью подушками безопасности, литыми дисками, кондиционером, противобуксовочной системой (для машин с трансмиссией 4х4), противотуманками, электроприводами стекол и наружных зеркал. Система динамической стабилизации устанавливалась на все модификации внедорожника с начала 2005 года. Шестицилиндровая версия подразумевает полноприводную трансмиссию и дополняет базовую бортовым компьютером и климат-контролем.
Немало Tuсson везут из США, обычно с кожаным салоном и «автоматом», но нередко с двумя подушками безопасности и без ABS. Причем около половины Hyundai Tucson на североамериканском рынке переднеприводные. Немало на нашем вторичном рынке кроссоверов, ранее купленных новыми у официальных дилеров. Такие машины имеют довольно щедрое оснащение – почти как у европейских версий, только с меньшим количеством подушек безопасности.
Двигатель
Мотор 2.0 не должен доставлять особых хлопот, надо только заправляться на проверенных АЗС. Иначе металлосодержащие присадки образуют электропроводящий нагар на изоляторах свечей зажигания. Если промедлить с их заменой, следующими в списке на обновление станут катушки зажигания (от 1200 руб.), высоковольтные провода (1860 руб.) и напоследок – нейтрализатор стоимостью от 16 500 руб. Кроме того, от серы и смол, содержащихся в топливе, могут заклинить клапаны в направляющих втулках. Последствия будут плачевными, вплоть до ремонта головки блока цилиндров за 40 000– 45 000 руб. Вероятность последнего сценария крайне мала, но все же... Как правило, после двух-трех российских зим с неизбежными антигололедными реагентами начинает течь нижний бачок радиатора. Замена обойдется в 5800–9000 руб. в зависимости от объема работ и статуса автосервиса. Впрочем, это общая беда иномарок, особенно японского производства.
Механики говорят, что мотор V6 более надежен, но дороже в обслуживании и ремонте. Турбодизельных модификаций не очень много на вторичном рынке. Но кое-какая статистика по неисправностям все же накопилась: не исключены поломка топливного насоса и форсунок впрыска, сбои электроники.
Ходовая часть
К 5-ступенчатой ручной коробке передач нареканий нет, четырехдиапазонный «автомат» тоже проявил себя с лучшей стороны. Если не ездить в рваном режиме с резкими стартами и торможениями, своевременно выполнять регламентные работы по замене масла и фильтра, то АКП прослужит верой и правдой без ремонта не менее 150 тыс. км.
Межосевая вискомуфта на модификации 4х4 расположена в заднем редукторе для уменьшения механических потерь. К тому же так надежнее – меньше вероятность ее перегрева, хотя длительные пробуксовки все равно крайне нежелательны. Карданный вал выполнен заодно с подвесным подшипником, поэтому любое его повреждение при преодолении сложного бездорожья повлечет дорогостоящую замену.
В независимой подвеске (спереди – стойки McPherson, сзади – многорычажная) ломаться особенно нечему, а запчасти стоят относительно недорого, равно как и работа механиков. Посетовать можно только на опоры ($50) переднего подрамника, которые периодически выходят из строя. Даже стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости выхаживают вполне приличные 40–60 тыс. км. Тормозные колодки меняют через 15–25 тыс. км, а диски выдерживают две-три замены колодок.
Toyota RAV4
Toyota RAV4 считается родоначальником «паркетного» жанра. В 2000 году дебютировала вторая генерация модели. Кузовных вариантов два: короткобазная трехдверка и 5-дверная модификация, ее колесная база длиннее на 290 мм. Пятидверка практичнее и лучше подходит на роль единственного автомобиля в семье. В 2003 году RAV4 претерпел легкий фейслифтинг. Обновленный кроссовер можно распознать по измененной решетке радиатора, круглым противотуманным фарам, ставшему менее агрессивным переднему бамперу. В техническом плане Toyota RAV4 осталась практически прежней.
Для японского внедорожника предлагались бензиновые 4-цилиндровые двигатели 2.0 (150 и 165 л.с.) и 1.8 (125 л.с.), а также 2-литровый турбодизель мощностью 116 л.с. Со всеми моторами в стандарте сочетается механическая коробка передач, а с 2-литровым также доступен 4-ступенчатый «автомат».
Комплектация
Toyota RAV4 прилично оснащена независимо «национальной принадлежности». Все машины, реализованные через официальных дилеров в России, оборудованы полноприводной трансмиссией. В то же время около половины автомобилей, привезенных из США и Европы, имеют передний привод.
Паркетники из Старого Света оснащены ABS, фронтальными подушками безопасности, передними электростеклоподъемниками, противотуманками, кондиционером. Версия Special добавляет литые диски, сервоприводы задних стекол и магнитолу. Исполнение Limited подразумевает люк в крыше, кожаный салон с обогревом передних кресел. После модернизации 2003 года два последних уровня комплектации стали называться соответственно Sol и Executive. Машины, купленные в свое время новыми в России, располагают ABS с системой ЕВD, кондиционером, электростеклоподъемниками всех дверей, литыми дисками, противотуманными фарами, фронтальными подушками безопасности, обогревом сидений. Из США везут в основном модификации с кожаным салоном, «автоматом», электропакетом.
Двигатель
Наиболее часто встречаемый на RAV4 2-литровый мотор 1AZ-FE феноменально надежен и практически лишен хронических хворей. Залогом долговечности служит и прочная металлическая цепь в приводе ГРМ, не требующая замены до 200 тыс. км пробега. Клапанные зазоры выставляются регулировочными шайбами, эта процедура, скорее всего, совпадет с обновлением цепи ГРМ. Разумеется, бесперебойная работа двигателя зависит от своевременного прохождения ТО с заменой масла, фильтров и свечей зажигания, которые на нашем бензине редко выдерживают более 15–20 тыс. км. По этой же причине в профилактических целях желательно каждые 40– 60 тыс. км и раз в два года промывать на специальной установке систему впрыска (2800–3200 руб.) и узел дроссельной заслонки (1400–1700 руб.). От некачественного российского топлива выходят из строя катушки зажигания (по одной на каждый цилиндр). Если после прогрева двигатель глохнет, придется менять одну из них. А если мотор не держит холостые обороты, сто против одного, что испортился датчик массового расхода воздуха. Готовьте деньги на его промывку или еще больше – на замену (4200 руб.). Вспыхнувшая лампочка Check engine без явных провалов в работе мотора укажет на испорченный кислородный датчик в системе выхлопа (3100 руб.).
Перед покупкой RAV4 из Америки обязательно проверьте двигатель на предмет зашлакованности – тамошние водители любят ради экономии заливать низкосортное минеральное масло. «Эконом»-версию можно определить, открыв пробку маслозаливной горловины и проведя пальцем по стенке клапанной крышки. Если масляные отложения похожи на смолу или гуталин, от машины лучше отказаться.
Ходовая часть
Коробки передач весьма надежны, хотя при покупке диагностика «автомата» лишней не будет. Редко, но случается, что АКП начинает самопроизвольно переключаться с сильными толчками или переходит в аварийный режим, зависая на 3-й ступени. Обычно механики с официальных сервисов приговаривают коробку к замене, хотя перечисленные симптомы характерны для неисправного блока электронного управления – проще и дешевле установить новый. Сцепление служит в среднем 150 тыс. км. Правда, для его замены придется снимать двигатель и за работу вместе с механизмом сцепления выложить 35 000–40 000 руб.
Второе поколение RAV4 имеет постоянный полный привод с симметричным распределением момента между осями. На машинах с ручной КП межосевой дифференциал принудительно блокируется нажатием кнопки на передней панели. А в паре с «автоматом» работает многодисковая вязкостная муфта. На некоторых автомобилях дополнительно установлен задний самоблокирующийся дифференциал Torsen. Крестовины карданного вала и редукторы обоих мостов прочные. Не исключено, что после 100 тыс. км пробега начнет подтекать сальник левого переднего привода, но деталь копеечная.
Независимая подвеска, обеспечивающая кроссоверу отменные ходовые качества, вряд ли обременит нового владельца чрезмерными тратами на ремонт. Если не гонять сломя голову по проселочным дорогам и не лезть туда, где и танк не проползет, шасси запросто выдержит 100 тыс. км без ремонта. А аккуратный водитель может отложить вмешательство в подвеску и вовсе до 150 тыс. км. Рулевые тяги, подшипники ступиц, задние поперечные рычаги и наконечники точно дослужат до этого срока. На машинах с пробегом прилично «за сотню» возможна течь верхнего сальника рулевой рейки. Ремкомплект, включающий также защитный пыльник, стоит 2800 руб., а работа по замене обойдется в 7000 руб. Стойки стабилизатора живут примерно 60–80 тыс. км – совсем немало для «асфальтового джипа». После 100 тыс. км придется потратиться на замену передних и задних амортизаторов. А шаровые опоры, передние рычаги и сайлент-блоки продолжают работать, работать и работать...