Альтернативный мир
Столичный транспортный поток превратился в разноцветную сплошную, бесконечно тянущуюся массу. Новейшие модели встречаются так часто, что к ним привыкли и они удостаиваются мимолетного внимания. Но прислушайтесь и присмотритесь. В этом бушующем океане обитают редкие, невиданные чудища, встречу с которыми можно считать большой удачей. Mazda RX-7 как раз из таких. Услышав непривычный, ни на что не похожий звук двигателя и выпускной, увидев промелькнувший каплевидный силуэт, знаток и поклонник лишь вздохнет: «Рыкса!»
В мире немало классных спортивных автомобилей. Однако тех, что способны стать настоящим откровением, – единицы. Mazda RX-7 понастоящему культовая. Она стоит как бы в стороне от других спорткаров со своим роторным двигателем и особенным образом. Уникальная как технически, так и стилистически, эта модель открывает перед непосвященным неизведанный альтернативный мир.
Особенности национального менталитета
Диковинный автомобиль 1996 года выпуска принадлежит Александру, одному из ведущих мастеров центра Japanese Sports Cars. Болид относится к третьему и последнему поколению роторных «семерок». Тогда еще они продавались под брендом Efini. Мы поинтересовались, почему из многообразия японских споткаров выбор пал именно на RX-7. «Все просто. Наездился на самых разных модификациях Nissan Skyline и захотелось новых впечатлений». Купе получило российское гражданство совсем недавно – чуть больше месяца назад, асфальт только что очистился от льда. Так что для Александра близкое знакомство с «Рыксой» только начинается.
Как вы могли догадаться, Mazda эта не простая, а тюнинговая. Она строилась под дрифт, который нынче суперпопулярен. По словам Саши, над ней неплохо потрудились японские ребята: у «Рыксы» интересные и очень грамотные доработки. В JSC запланированы дальнейшие модификации, а пока мы оцениваем работу японских тюнеров. Более производительный интеркулер, фильтр пониженного сопротивления и клапан блоу-офф HKS, управляющий блок A'pexi Power FC, выхлопная система Blitz Nur Spec, спортивная подвеска GP-Sport, передние и задние распорки Mazdaspeed, стабилизаторы поперечной устойчивости Cusco – с таким «багажом» спорткар прибыл в Россию. В салоне каркас безопасности Cusco Safety 21, дополнительные приборы Omori и A'pexi, ремень водительского кресла Sabelt.
Странно, вроде дрифт-кар, а вызывающе яркой раскраски и «пластмассы» безумных форм нет и в помине. Все элементы подчеркнуто функциональны. Небольшой обвес, капот с вентиляцией и крылья с воздухозаборниками, большое регулируемое антикрыло, расширители задних колесных арок на клепках. Забудьте о киношных стереотипах! На востоке живут практичные и мудрые люди. Тюнеры из JSC поведали нам, что боевые болиды в Японии красят из баллончиков. И вправду, зачем «скользящему» лишний декор и дорогущая эмаль, если в парном катании часто случаются контакты, а кузовные детали становятся расходным материалом? Но такой практичный подход вовсе не исключает присутствия ярких, запоминающихся деталей. Нам, например, очень понравились колесные диски с загнутыми и глубоко уходящими спицами. Все-таки японцы имеют свой, особый взгляд на вещи.
Под капотом маленький, но сильный мотор – двухсекционный ротор 13B-REW объемом всего 1,3 л с двумя турбонагнетателями. Мощность превышает 300 л.с.!
Злодей в белом
Еще в статике «Рыкса» дает понять: «Со мной шутки плохи. Считайся со мной или проваливай!» Что ж, будем вежливы с этой зверушкой. Не садимся, а погружаемся в салон. Человеку крупному попасть в тесные недра через узкий дверной проем непросто. Посадка очень низкая. Все в интерьере говорит, что вы в злом спортивном автомобиле, а не в пижонском турере. Повернутая к водителю панель приборов намекает, что пилот здесь – главный. Любопытно, интерьер образца 90-х не выглядит устаревшим. Дизайн приятный, эргономика очень хороша, а качество материалов, о котором все так любят говорить в последнее время, – вполне достойное. На поворот в замке зажигания Mazda отозвалась совершенно нетипичным для «нормального» автомобиля звуком, напоминающим работу поршневого авиационного двигателя. Через пару минут после прогрева в воздухе повис резкий запах обогащенной смеси. Саша усмехнулся: «Это особенность «Рыкс» – они все плохо пахнут».
…Хотите сказать, что чуть более трех сотен сил не так много по современным меркам?
RX-7 и ее экипажу этого хватает, поверьте. Свободный прямик, позволяющий спорткару выдать всю свою ярость, открыл дверь в доселе непознанный мир. Первая передача нужна лишь для того, чтобы тронуться. На ней RX-7 разгоняется, но ничего сверхъестественного не происходит. Ребята из Japanese Sports Cars сказали нам, что это похоже на особую настройку «мозгов» и с этим еще предстоит разобраться. Но вот на второй… До 4000 об/мин купе бодро ускоряется, а затем наступает неописуемый подхват. Кажется, что у мотора нет предела и его можно выкручивать бесконечно. Динамика более чем впечатляющая, но куда сильнее поражает именно интенсивность разгона. Это не похоже ни на что. Ряд тонких нюансов не дает перепутать свирепый напор двухсекционного ротора с обычным турбонаддувным двигателем или высокофорсированным атмосферником. Боже, а какой у него звук! За эту песню поклонники модели особенно любят роторнопоршневые «сердца». На высоких оборотах Mazda издает жутковатые воющие звуки, к которым примешиваются злобные сухие металлические нотки. Совсем не похоже на мягкий голос обычного автомобильного мотора. От этой леденящий душу песни, слегка напоминающей вопль спортбайковской рядной «четверки», становится не по себе.
Всегда приятно и весело прохватить по прямой. Но еще есть повороты, и здесьRX-7 выступает во всей красе. Если на прямиках это четырехколесный эквивалент спортивного мотоцикла – того и гляди поднимется на задние колеса, то на виражах Mazda воспринимается как настоящий карт! «Рыкса», легкая, словно пушинка, компактная и с идеальной развесовкой по осям, управляется очень точно. А при желании идет в эффектном боковом скольжении. Остра как бритва, быстра как сокол! При этом она не склонна делать поблажек пилоту. С этой бестией нужно постоянно держать ухо востро.
Цена своеобразия
Mazda RX-7 бесподобна. Но даже у такого шедевра есть ряд особенностей, из-за которых ему уготована судьба автомобиля разве что для убежденных, преданных поклонников. Главный виновник – двигатель. Роторы долго не живут, и это известный факт. Нам озвучили цифру в 80 тысяч километров. Когда 13B-REW здоров и полон сил, он может ошарашить недюжинным расходом масла и колоссальной жаждой бензина. Аппетит у него богатырский! В городе расход топлива меньше 15 л не бывает. А если постоянно поддерживать высокие обороты, то количество потребляемого бензина вообще перестает поддаваться исчислению. По сравнению с «Рыксой», Skyline, который Саша знает вдоль и поперек, более надежен, предсказуем, комфортен. Mazda совсем другая. Она более резкая, бескомпромиссная, не прощающая ошибок. Для того чтобы постичь философию заряженной RX-7, стоит забыть о спокойствии, комфорте и не опускать стрелку тахометра ниже середины шкалы. Конечно, Mazda вполне подходит для «гражданской» езды и на ней можно кататься по пробкам хоть каждый день. Но разве это интересно? Этот звереныш совсем для другого. Он живет на грани, его стихия – предельные и запредельные режимы. Только на них RX-7 способен открыть для водителя альтернативный мир. Он это умеет как никто другой.