Прародитель
Послевоенный период для Mercedes-Benz был тяжелым. Большую часть производственных площадей разрушили бомбардировщики союзников, и еще несколько лет фирма не могла представить ни одной новой модели, производя модернизированный вариант довоенного Mercedes-Benz 170V. Только к началу 50-х появились новые 220S и 300S – немцы сумели наверстать упущенное, а потом и вовсе совершили такой рывок, которого никто от них не ожидал. Из агрегатов серийного купе 300S в 1952 году конструкторы сваяли сенсационный Mercedes-Benz 300SL W194 с пространственной рамой, алюминиевым кузовом и форсированной рядной «шестеркой», которую впервые в мире оснастили системой впрыска. Весил алюминиевый «трехсотый» меньше тонны, а мощность его двигателя равнялась 175 л.с. В год своего появления 300SL выиграл все самые большие гонки того времени – Ле-Ман, Нюрбургринг, Милле Милья, Каррера Панамерикана… Но обо всем по порядку.
С небес на землю
Впрыск – самое первое, что приходит в голову при упоминании 300SL. Именно он позволил появиться мощному и скоростному суперкару, одержавшему столько побед в первый же год своего существования.
Свой жизненный путь технология бензинового впрыска начала в области авиации, где карбюраторы становились источником постоянных проблем. Они плохо переносили низкую температуру на большой высоте, на вираже могли переполниться топливной смесью, а при определенных обстоятельствах даже загореться. Куда надежнее оказались инжекторные двигатели – они получили быстрое распространение в авиации с середины 30-х годов. Первые испытания прошли в 1932 году на авиационных двигателях фирмы BMW, а с 1936 года началось серийное производство таких двигателей. Еще три года спустя самолет, оснащенный системой впрыска, установил мировой рекорд скорости для поршневых моторов – 755 км/ч.
После войны оккупационные власти запретили поверженной Германии разработку систем впрыска для авиационных двигателей, что позволило специалистам в этой области сосредоточить свои усилия на совершенствовании технологии бензинового впрыска для легковых автомобилей. Вскоре в этой области были достигнуты значительные успехи – весь свой труд и талант немцы направили в мирное русло. Впрыск выявил свои новые достоинства – если в авиации от него требовались прежде всего надежность и мощность, то в автомобилестроении еще одним его достоинством стал низкий расход топлива.
Для 300SL впрыск создавала фирма Bosch, которая вела работы в этом направлении еще с начала 30-х годов. Шестиплунжерный насос впрыскивал топливо в камеру сгорания – аналогичная система непосредственного впрыска применялась на моторах истребителей Messerschmitt. Кстати, фирма Bosch разработала насосы для впрыска по аналогии с дизельными ТНВД, которыми занималась еще в начале 20-х годов. Для обслуживания системы впрыска в автомобиле применялся специальный смазочный насос, а вот масляный бак был общим с системой смазки двигателя. Из-за этой изюминки многие хотели заполучить «трехсотый». Так, образец серийного 300SL приобрели англичане для изучения системы впрыска и руководители советского НАМИ для аналогичной деятельности. Но ни у тех, ни у других так ничего и не вышло!
Крылатый
Внешний облик Mercedes-Benz 300SL не отставал от содержания. Подъемные дверцы в 50-е просто сводили с ума, низкий силуэт завораживал, традиционная серебряная краска заставляла вспомнить о легендарных непобедимых «серебряных стрелах» – в спорте «трехсотый» превзошел все ожидания, на трассах ему не было равных.
У гоночного прототипа все кузовные панели алюминиевые. По тогдашним технологиям его выколачивали на специальных деревянных формах. Под тонкой алюминиевой «шкуркой» – прочный пространственный каркас из тонкостенных стальных труб. В случае аварии отремонтировать его было весьма проблематично – поврежденные участки нужно вырезать, потом вваривать новые трубки и восстанавливать всю геометрию каркаса. Из-за этого же каркаса и получились подъемные двери – боковые трубки проходят слишком высоко от пола, образуя широченные пороги. Сами двери закреплены на шарнирах в центральной части крыши и поднимаются с помощью телескопических пружин. Из-за такого принципа конструкции 300SL может похвастать небольшим весом. Благодаря этому качеству модель и получила две буквы в своем обозначении: аббревиатура SL расшифровывается как Super Light – cверхлегкий.
Второе имя – Gullwing, в переводе с английского «Крыло чайки», автомобиль получил из-за своих «крылатых» дверей, поднимающихся вверх подобно крыльям чайки. Они и стали его визитной карточкой. Впрочем, прагматичные и скупые немцы называют 300SL Flugelturen – «Крылатые двери», а романтичные французы – Papillon («Бабочка»).
Впритык
Машина очень компактная и предназначена скорее для профессиональных гонщиков, привыкших к тесноте. Даже скомпонована как-то «впритык». Для того чтобы поместить двигатель«шестерку» под низкий капот, его пришлось наклонить на 60 градусов влево. Бак объемом 130 л разместили сзади, и из-за этого в багажник ничего, кроме запаски, не входит. Независимая подвеска представляла собой спереди двойные поперечные рычаги, сзади – качающиеся полуоси. Последняя стала фирменной вещью: полуоси имели только по одному шарниру, и их валы жестко крепились к ступице. Из-за этого в поворотах кузов заваливал набок, а развал задних колес менялся в широком диапазоне. Когда 300SL запустили в производство, фирма Continental специально для мерседесовцев разработала радиальные шины, снижающие избыточную поворачиваемость, свойственную всем гоночным болидам тех лет. Тогда считали, что склонный к заносу автомобиль легче удержать в повороте. Такие же «спортивные» тормозные барабаны получили поперечные ребра охлаждения и имели большую ширину. Это решение в дальнейшем скопировали многие фирмы.
Но Mercedes-Benz 300SL все-таки был первым. После его спортивных успехов осенью 1953 года было принято решение запустить автомобиль в серийное производство. А уже через год в Нью-Йорке публике представили гражданский вариант Mercedes-Benz 300SL в том виде, к которому все уже так привыкли. А потом были три года производства и около 1300 выпущенных экземпляров, каждый из которых сегодня редкость, а гоночное купе 1952 года просто уникально.